Одним из важных историко-архитектурных памятников на территории РЮО является святилище, расположенное у северного въезда в Цхинвал. Христиане называют его церковью св. Георгия, но более распространенное и древнее название святилища – «Сырх дзуар» – по расцветке материала постройки. В настоящее время строения как такового не существует. Вначале над его разрушением потрудилось время, позже землетрясение. А в наши дни строение было окончательно разрушено по вине непрофессиональных реставраторов. Но сакральное, намоленное место, как известно, продолжает существовать, даже если из осязаемого остается только гора камней.

Первая попытка восстановления храма была предпринята в 2007 году предпринимателями братьями Чехоевыми. При этом они, несомненно, исходили из лучших побуждений. Но получилось так, как получилось: попытка восстановления храма привела к тому, что на месте церкви остались лишь одни груды камней. После, в 2009, году министру дорожного и капитального строительства Р.Цховребову было поручено реализовать имеющийся проект восстановления «Сырх дзуар». Однако министра сняли с должности, и инициатива властей затерялась.

Между тем, воссоздание именно этого храма имеет для нас существенное значение. Прежде всего, своим символическим значением. Первое – это сама цветовая гамма строения. В осетинском мировоззрении существует цветовая символика культовых сооружений. В числе многочисленных святых мест имеются только четыре дзуара с цветовой идентификацией. Это «Урс дзуар» – «Белое святилище», «Сырх дзуар» – «Красное святилище», «Сыгъзæрин дзуар» – «Золотое святилище» (идентификация желтого цвета). Все эти три цвета – белый, красный и желтый (золотистый) – отражены и в цветах национального флага. Четвертый «цветовой» дзуар – «Сау дзуар» – «Чер­ное святилище», несколько выпадает из об­щего ряда, к тому же, чер­ные траурные флаги сущест­вовали сами по себе.

Восстановление храма на месте разрушенного строения необходимо и по причине сохранения преемственности в сакральном плане. Считается, что на месте церкви XIX века существовал более древний национальный храм. В поль-

зу этого предположения говорят некоторые интересные факты. Прежде всего – это изображение на одной из каменных плит, украшавших церковь. Перед нами предстает образ мужчины в военном облачении и на коне. Многие предполагают, что это образ святого Георгия. Однако подобное изображение христианского символа не является каноническим. Святой Георгий Победоносец изображается молодым безбородым мужчиной с копьем, повергающим змея (дракона).

На плите из «Сырх дзуар» же мы видим узнаваемый образ Уастырджы, именно в таком виде, в котором он существует в осетинской народной традиции – зрелый бородатый мужчина в боевом облачении, но без оружия. Даже конь на изображении здесь с тремя ногами, точно таким, каким обычно изображается конь Уастырджы Афсург.

Вполне вероятно, что древний храм, который был на месте «Сырх дзуар» был посвящен непосредственно Уастырджы. И при строительстве позднего сооружения на намоленном веками святом месте были использованы элементы храма прежнего. Естественно, что христианская церковь, планомерно искоренявшая древние культы, постаралась заменить культ Уастырджы почитанием св. Георгия. В результате, как это обычно бывало, параллельно существовали оба культа, что привело к последующему их общему восприятию у верующих.

Уастырджы у осетин традиционно считается покровителем мужчин, путников, но более всего воинов. А у воинства в Осетии цветовым символом доблести – «ахсар» – был красный цвет. Надо отметить, что редко какой народ имеет цвет как элемент внешней идентификации. Кстати, в Грузии именно осетины традиционно ассоциируются с красным цветом. И объяснения этому есть. У осетин, а ранее алан красный цвет всегда был символом достоинства и воинской доблести. Знатные люди считали за честь носить красные плащи, к примеру, к святилищу Джеры-дзуар, также посвященному Уастырджы, в дни религиозных празднеств паломники еще в XIX веке приходили в красных плащах. Грузины не могли не отметить эту характерную национальную особенность соседнего народа.

Еще одним свидетельством принадлежности храма к культу Уастырджы является то, что церковь была построена из красного туфа. Несомненно, что более поздние зодчие, строившие Красную церковь на месте древнего храма, должны были продолжить в сооружении прежнюю цветовую гамму. В строительных традициях древности такая преемственность была обязательной.

То, что на месте Красной церкви мог существовать древнеосетинский (аланский) храм – вполне объяснимо. С XIII века именно на Южном Кавказе после разгрома монголо-татарами северокавказской Алании предпринимаются попытки воссоздания Аланского государства. В 1292 году аланские отряды во главе с военным предводителем Ос-Багатаром обосновались в городе Гори, недалеко от Южной Осетии. В этом городе, находившемся попеременно под владением монголов и грузинских князей, ранее уже была колония алан, перебравшаяся сюда после столкновений с ордами монгольского хана Берке.

Базой закавказских походов первоначально был опорный пункт в аланском городе «Царциаты-калак» (современное с.Едыс Дзауского района РЮО). После того как Ос-Багатар утвердился в Гори, к его владениям присоединились земли на территории закавказской равнины до современного города Мцхета. Это подтверждают не только многочисленные исторические источники, но и народные предания, в которых до сих пор сохранились отголоски той эпохи.

Таким образом, значительные территории от Кавказского хребта и до Мцхета стали новой Закавказской Аланией. Эти земли осваивали не только аланы, населявшие территорию современной Южной Осетии, но и тысячи их соплеменников, прибывающие из разоренной Северокавказской Алании. Понятно, что и аланское духовенство, покинувшее прежние христианские центры, думало о возрождении своих храмов. Возможно, что храм, который в древности существовал на месте «Сырх дзуар» был одним из новообретенных аланских христианских центров. Именно этим и можно объяснить наличие изображения Уастырджы и цветового оформления самой церкви.

Здесь же необходимо отметить сходство двух святилищ. Это «Джеры дзуар» в высокогорье и «Сырх дзуар» в предгорьях юга Осетии. Оба храма посвящены Уастырджы и оба имеют идентичную архитектуру. Незначительное различие только в размерах здания, кроме того, у «Джеры-дзуар» есть отличие в форме крыши, точнее в ее покатости, которая в свою очередь сходна спокрытием другого святилища, посвященного Уастырджи – Реком, расположенного в Цейском ущелье севера Осетии.

Вообще, некоторые храмы для нас в Южной Осетии – это больше чем культовые сооружения. Это символы нашего прошлого, напоминание о нем. По этой причине восстановление святых мест, храмов в Южной Осетии должно опираться на принципы преемственности. Как в архитектуре, так и в духовной сфере.

В черте столицы Республики разрушенных храмов немало. Но именно «Сырх дзуар» привлекает внимание общественности к своей судьбе. Восстанавливать храм надо обязательно. Но делать это необходимо не только повинуясь внутреннему позыву.Попытка восстановления дзуара только по личному желанию ни к чему хорошему не привела. Строение надо восстанавливать основательно и грамотно. При этом в строительстве должны участвовать специалисты, имеющие уже опыт восстановления. И, конечно же, воссоздать «Сырх дзуар» необходимо в его первоначальном, по крайней мере, известном нам всем виде. Без каких-либо отклонений. Почему мы акцентируем внимание на этом? В один момент шли разговоры, что для восстановления «Сырх дзуар» проще взять какой-нибудь типовой проект православного храма и возвести церковь. Затрат на такое строительство будет меньше, поскольку составление проектной документации и изыскательские работы составляют 5-10% от стоимости всего строительства. Но если исходить из этого, так любимого сегодня принципа, то столица Южной Осетии потеряет свой колорит, узнаваемость и превратится в безликий городок. Более того, с таким расчетом негоже подходить к вопросу восстановления дзуара на веками намоленном, сакральном месте. Если, конечно, мы не хотим потерять исторический мостик с нашим славным прошлым.

Роберт Кулумбегов

Наверх