В Храме Рождества Пресвятой Богородицы города Цхинвала состоялось праздничное богослужение в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.  Кресты установлены на всех въездах в Республику. Известно, что во время войны в августе 2008 года под Храмом Георгия Победоносца враг не смог войти в город. Танки остановились, увидев крест. Об этом говорят свидетельства очевидцев.

После августовской войны группа молодых парней, прихожане храма с участием священнослужителей установили Кресты на всех въездах в город: возле Рукского тоннеля, на улице Гафеза, в селах Зар и Знаур, на месте убиения миротворцев в районе Шанхая, на горе Бурсамдзели, на перекрестке улиц 8-го Июня и Джатиева, который был освящен в великий праздник Крестовознесения.

В Священном писании говорится, что день обновления есть тот день, когда святой Соломон, по завершении дома Божия, который сооружал, стал перед алтарем Бога и молился, как написано в книгах Паралипоменон. Когда наступают эти дни обновлений, они чествуются восемь дней; за много дней начинают собираться отовсюду, из различных провинций: ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим к толикой радости и к столь честным дням: и миряне, как мужи, так и жены, верным духом подобным же образом собираются в эти дни из всех провинций в Иерусалим, ради святого дня. В эти же дни собираются в Иерусалиме епископы. Тот, кто не будет участвовать в столь великом торжестве в эти дни, полагается, что он впал в величайший грех, если только не будет какой-нибудь препятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения. В эти дни обновлений украшение всех церквей бывает как в Пасху и Богоявление, и каждый день проводится служба в различных святых местах так же, как в Пасху и в Богоявление.

Крестовоздвижение — великий двунадесятый праздник, совершаемый в воспоминание обретения в 326 году Животворящего Креста, на котором был распят Спаситель, и возвращения Святого Креста из персидского плена. Это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. е. в IV в. А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения, сделало с самого начала здесь этот праздник одним из самых торжественных в году.

Император Константин Великий (ещё будучи человеком некрещеным), познав чудесную силу Креста Христова, восхотел обрести сие духовное сокровище. По окончании деяний I Вселенского Собора в городе Нике мать Константина — царица Елена направила стопы свои во святой град Иерусалим. И Господь даровал своим рабам успешный исход их благочестивых намерений.

Когда царица Елена обратилась к евреям, жившим в Иерусалиме, с просьбой указать заветное для христиан место, то они отказались. После внушительного разговора иудеи всё же показали на некоего старца Иуду, но и тот упорствовал. После угрозы он привёл к обетованному святому месту, где некогда император Адриан во II-м веке велел построить капище в честь языческой богини Венеры. Идольский храм разрушили, и под ним были обнаружены место Гроба Господня, место распятия Христа — лобное место, а вблизи его нашли три креста, гвозди и дощечку с надписью на трех языках, которая при распятии была прибита на Кресте над главою Сына Божия. Однако табличка лежала отдельно от крестов, и невозможно было точно узнать, на каком же из крестов был распят Иисус Христос.

Но чудо разрешило все недоумения. Патриарх Иерусалимский Макарий повелел прикладывать все три креста к мертвецу. Два из них не имели никакого действия, а от прикосновения третьего Креста мертвый воскрес. Патриарх Макарий, дабы удовлетворить требования народа, взошел на возвышенное место, воздвигая древо крестное и благословляя им народ, который восклицал: «Господи, помилуй!». Сие действие дало название празднику, который был учреждён впоследствии. Событие это послужило к обращению многих иудеев и язычников к христианству.

Судьба обретенного святой Еленой честного древа Креста Господня такова. Это святое древо представляло для христиан, в большом количестве наполнявших Иерусалим, столь великую святыню, что уже при самом обретении его они не только горели желанием поклониться ему, но и получить от него частичку. Действительно, святой Кирилл Иерусалимский (IV век) свидетельствует, что уже в его время маленькие части Животворящего Креста были распространены по всей земле. И св. Иоанн Златоуст (IV век) свидетельствует, что «многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив её златом, вешают на свою шею». Но не все древо крестное было унесено таким образом из Иерусалима.

В день праздника Воздвижения Креста Господня в 407 году скончался святитель Иоанн Златоуст.

Крестовоздвижение — один из больших праздников, отмечаемых всем православным миром, чествуется святой Животворящий Крест Господень, т.е. крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Если кратко сказать о мистическом составляющем, то крест сам по себе неодушевлен, но все, к чему прикасается Господь — животворяется. Раньше крест был орудием позорной казни. Но после того как Господь был на нем распят и своей смертью и воскрешением освятил этот крест, древо стала святым. Господь все животворяет и ничего не оставляет без своей животворящей силы. Во время грехопадения человечество пало через древо, т.е. когда Ева по наущению Сатаны сорвала плод с запретного древа, и через древо и восстала, т.е. на котором был распят Иисус Христос. Наверно, враг рода человеческого думал, что он убьет Иисуса Христа как бы самой позорной казнью. Но Господь самое плохое, самое позорное — все воплощает в светлое, доброе и освящает.

Праздник Животворящего Креста для нас значим особо. Во-первых, мы христиане, во-вторых — мы носим крест на себе, и он является оружием против Диавола, против нашего врага. Крест для нас всегда был символом победы, потому что в древних дохристианских арийских источниках крест значился как символ вечности, жизни, силы, добра. Один из таких примеров — солярный знак. Если человек подвержен внутренним страхам и ему не нравится Крест, это говорит о том, что у человека глубоко запущенная духовная болезнь.

Крест, который обрела святая царица Елена, она обрела через 300 лет после распятия Иисуса Христа, и он был поставлен с большими почестями в Иерусалиме. Но после разгрома Иерусалима Крест был разделен на части и его разнесли в разные страны. Царь Иверии сын Осбагатара святой царь Давид-Сослан Царазонов был в Иерусалиме в составе участников крестного похода и за свою доблесть, бесстрашие, а также по праву своего происхождения ему тоже вручили частицу Креста Господня. Этот Крест по сей день хранится в главном кафедральном соборе города Мцхета.

Наверх