Нельзя не отметить подъем национального духа осетинского народа за последний период времени. Но его, безусловно, необходимо начать укреплять, а это, на мой взгляд, необходимо делать вместе с почитанием национальных традиций и верований. Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день существует некое недопонимание относительно религии и верований. И именно поэтому справедливо было бы начать с расстановки по полочкам непонятных моментов, а именно…

В последнее время в Интернет пространстве, а также среди жителей Южной Осетии идет смешивание традиционных верований с христианством. Ярким примером служит утверждение многих о том, что Уастырджи – это христианизированный вариант Святого Георгия. Для разъяснения ситуации мы обратились к научному сотруднику Юго-Осетинского научно-исследовательского института Ирбегу Маргиеву.

«На сегодняшний день научный мир определил, что Святой Георгий и Уастырджи – отдельные личности и не имеют ничего общего между собой. Мы все прекрасно знаем, что Святой Георгий жил в IV веке и был римским полководцем, а Уастырджи, вот уже на протяжении стольких тысячелетий, является покровителем осетин и их предков», — отметил он.

Существует множество научных работ, которые являются доказательством того, что данные личности – различны. Свое мнение об этом высказывали также и многие авторитетные ученые.

«Я не хочу идти против любой веры, но сегодня многие из христианской веры хотят их почему-то связать. И в обществе сформировалась такая мысль, что они – единое лицо, и святилища Уастырджи, которые находятся в различных местах, называют местами Святого Георгия. Справедливо также добавить, что Джеры Дзуар тоже не имеет ничего общего со Святым Георгием», — сказал он.

Также Ирбег Маргиев отметил, что во время многократных экспедиций по Южной Осетии выяснилось, что имеющиеся христианские церкви были построены на местах древних осетинских святилищ. Об этом есть и письменные источники 18-19 веков и много подтверждающих сей факт документов.

«И лишь потому, чтобы люди Осетии быстрее приняли христианство, было решено построить на этих местах христианские церкви. Ведь осетины очень часто посещали эти места. И таким образом они насаждали христианскую религию среди народа. Я не хочу сказать, что это плохо, либо хорошо. У каждого человека есть свои соображения по этому поводу. Но то, что Святого Георгия объединяют с Джеры Уастырджи, это мне кажется большой ошибкой», — сказал Ирбег Маргиев.

В ходе нашего общения научный сотрудник ЮОНИИ неоднократно отмечал, что ему не хотелось бы, чтобы осетинское общество разделилось: «Мы должны пресечь любые споры и раздоры касательно религии. Среди религий нет плохих. Религии должны жить и сосуществовать в мире. Это мое видение».

Инна Коцты

Наверх