Впереди Новый год и с его приходом в Осетии начнется очередной цикл религиозных праздников. Считается, что собственно Новый год наступает по старому стилю в ночь с 13 на 14 января. А значит, именно эта ночь и является главной в наступающим году.

Для читателей поясним, что Старый Новый (звучит то как) год, отмечаемый 13 января, это наследство реформы календаря, проведенной советской властью в 1918 году. Был осуществлен переход с юлианского календаря на григорианский, разница, между которыми составила 13 дней.

При этом надо отметить, что в осетинском традиционном календаре начало Нового года приходилось ранее на день зимнего солнцестояния «Цыппурс» и отмечалось 22 декабря. Декабрь даже называется по имени празднества «Цыппурсы мæй» (букв. месяц Цыпппурс) отмечаемый в этот же день.

В христианскую эпоху этот праздник сместился к православному Рождеству и потерял прежние функции. День зимнего солнцестояния отмечался, как начало нового года не только у осетин, но и у славян, китайцев и др.

В календаре религиозных праздников мы все же будем придерживаться официального календаря. 1 января в Осетии отмечается начало Нового года в общеевропейском понимании и не отличается особенностями ни в украшении жилищ, ни в самом праздновании. Праздник «Цыппурс» нового времени, как мы уже указывали выше, совпадает по срокам с православным Рождеством – 7 января. Но ничего общего с ним по содержанию не имеет. В этот день в Осетии поминают недавно умерших небольшим семейным поминальным застольем.

Особенностью начала года является интересный праздник «Бынатыхсæв» (букв. ночь места). Считается, что у каждого дома есть свой покровитель – «Бынаты хицау» (букв. хозяин места или домовой), которого необходимо задобрить. В эту ночь традиционно режут петуха, желательно темной окраски. Так как праздник широко отмечается в Осетии и поныне, накануне этого дня на городском рынке петухи бывают в большом дефиците. Кроме того, выпекаются пироги, нарезается сыр, готовятся сладости, достаются соленья, все приготовленное выставляется на стол. Старший мужчина в семье произносит молитву, обращаясь к «Бынаты хицау» с просьбой оказать покровительство семье. После него слово берет старшая хозяйка, именно ее молитва более всего по душе патрону дома. По окончании первого круга тостов гасится свет, и все выходят во двор дома или на балкон. Полагают, что «Бынаты хицау», оставшись дома один, сможет спокойно отведать приготовленные в его честь яства. Через короткий промежуток времени домочадцы возвращаются в дом, и начинается основная часть пиршества.

Одно из правил: кушать то, что приготовлено в честь «Бынаты хицау» полагается только домочадцам. Для случайных гостей готовится отдельное угощение.

Впрочем, все эти заботы не особо волновали молодых девушек, которые на следующую за Новым годом ночь были озабочены гаданиями. «Фыссæн æхсæв» (букв. ночь написания) – так называется волшебный период, когда девушки могут узнать имя своего суженного. Думается, нет нужды вдаваться в подробности его описания, потому что каждая девичья компания использует свои приемы: соленые пирожки, восковые свечи, ножницы и т.п.

Говоря о национальных праздниках осетин, волей-неволей обращаешься и к христианским, поскольку веками они идут параллельно друг другу, часто совпадают по датам, хотя имеются зачастую и отличительные моменты.

Как один из вариантов совпадения традиционных и православных праздников – 19 января. В этот день в Осетии, как и во всем православном мире отмечается Крещение. В то же время в Осетии отмечается «Доныскъæфæн», что можно перевести как «принесение воды». Причем понятие «принесение» здесь имеет окраску соревновательной. Действительно, в недалеком прошлом представители каждой семьи в Осетии старались как можно быстрее спуститься к роднику, и первыми принести в дом свежей воды. Так, что уже с первыми лучами солнца по всей округе раздавался топот ребятни, бегущей наперегонки к сельскому источнику. Сегодня все ограничивается православной традицией: походом в церковь за освященной водой и крещением в реке.

С января месяца до самого дня православной Пасхи в Осетии справляются, образно говоря, лишь «домашние» праздники. То есть те, которые отмечаются в кругу семьи, в границах дома или села. Ведь основные традиционные осетинские религиозные праздники проходят в привязке к конкретным святилищам. А в зимний период и в раннюю весну доступ к ним часто бывает затруднительным, либо вообще невозможен. К тому же большинство праздников связано с приходом весны, пробуждением природы.

Источник: Роберт Кулумбегов, из материала «Календарь религиозных осетинских народных праздников», газета «Республика»

 

Наверх