Изобразительное искусство в Южной Осетии продолжает оставаться одним из наиболее востребованных и конкурентоспособных форм национальной культуры, став своего рода визитной карточкой республики.

Как отмечают искусствоведы, в полиэтничной и поликультурной картине Кавказа многогранное изобразительное искусство Осетии заслуживает неизменный зрительский интерес и профессиональное признание благодаря уникальному творческому лицу, сформированному многими поколениями осетинских художников.

Свое начало оно берет в тысячелетних художественных традициях предков осетин. Здесь можно вспомнить и «звериный стиль» кобанской культуры, и декоративно-прикладное искусство: керамика, резьба по дереву и кости, работы по камню, художественная обработка металла, художественное шитье и многое другое. Раскопки на территории Южной Осетии позволили получить богатый материал, свидетельствующий о развитии различных форм изобразительного искусства на территории нынешней РЮО.

Осетинский народ, невзирая на суровый уклад жизни и сложные страницы истории, в каждом веке порождал таланты, масштаб и значение которых быстро перерастали местные рамки, становясь достоянием культуры других стран, в первую очередь России. И это неслучайно, ведь именно в постоянном синтезе с ее многогранной культурой развивались основные направления искусства Осетии, как Южной, так и Северной.

На уровень профессионального искусства это богатое наследие вывели первые профессиональные художники Осетии — Коста Хетагуров и Махарбек Туганов, отличавшиеся уровнем понимания задач, стоящих перед осетинской национальной культурой.

Махарбек Туганов большинством искусствоведов по праву признается центральной фигурой осетинского искусства не только начала, но, возможно, и всего XX века. Туганов стал настоящим хранителем нравственных и этических традиций национальной культуры, талантливо соединив европейский художественный опыт и традиционную культуру Осетии.

Речь идет не только о творчестве основоположника осетинского изобразительного искусства, но и об усилиях, которые Махарбек Туганов прилагал для развития искусства в Осетии.

Югоосетинская живопись за весь период своего развития проходила разные этапы. Искусствоведы выделяют 60 — 70-е годы как время наивысшего расцвета изобразительного искусства в Осетии. Почти каждый из тогдашних художников сумел создать неповторимый, яркий, индивидуальный стиль в искусстве. Во многом не похожие друг на друга в своем творчестве, они делали общее дело, уводя искусство от традиционного внешнего понятия национального, от излишней экзотики и назойливой атрибутики в сторону более глубокого постижения духовных ценностей своего народа, заставив говорить об осетинской живописи как о серьезном, глубоком явлении.

Эти художники во многом определяют уровень и сегодняшнего дня искусства, будучи своеобразными и талантливыми мастерами кисти. Произведения югоосетинских художников узнаваемы и любимы как в профессиональной художественной среде, так и среди многочисленных почитателей их таланта.

Их творчество всегда задевает за живое, бередит душу, наводит на размышления, вызывая ностальгию по ушедшим временам, образам, людям. Современная югоосетинская живопись очень разная — то нежно-камерная, то мощно-монументальная, то строго реалистичная, или вызывающе красивая, абстрактная. Эти чувства метафорично, красочно, с абсолютным ощущением атмосферы времени, очень личным настроением передаются каждому зрителю, вовлекая его в удивительный мир живописи, создающим мифологические, но в то же время по-человечески притягательные герои, реальность и близость которых достигается за счет осознанного наделения героев современными чертами и образным смыслом.

Современные художники Осетии демонстрируют широчайший спектр течений и стилевых направлений, работая практически во всех жанрах и видах искусства. Доминирующей тенденцией при этом является интерес к традиционной осетинской архаике — и художники дают множество острых, ярких и индивидуальных вариаций этой темы. Закономерный интерес к собственным традициям, к осмыслению кобанского, скифо-сарматского и аланского наследия сочетается с реакцией художников на сегодняшний день Южной Осетии. Архаизация формы как способ обострения стилистики современного художественного языка — явление в целом общеевропейское, но в интерпретации осетинских мастеров кисти выглядит особенно органично.

Сегодня, если провести поверхностный срез этого направления культуры, то можно с удовлетворением отметить, что именно наши художники могут выдавать, как это сейчас модно говорить, конкурентоспособный товар, с успехом участвуя на достаточно престижных выставках не только на территории России, но и в других странах – Бельгии, Франции, Италии и др.

По словам председателя союза художников РЮО Тамерлана Цховребова, за относительно небольшое время существования югоосетинской живописи как таковой она смогла достичь серьезных высот. «Эпоха югоосетинской живописи началась в 30-40 годы прошлого столетия. Это очень маленький срок для этого вида искусства. При этом нельзя сказать, что состояние живописи сегодня хуже, чем когда либо. На сегодняшний день развитию югоосетинской школы живописи способствует целый ряд факторов. В их числе прекрасная детская художественная школа в республике, есть художественное училище, достаточное количество талантливых мастеров кисти, в том числе молодых, вкупе с прекрасной природой, вдохновляющей на творчество — в такой ситуации живопись не может находиться на низком уровне развития. Но есть горизонты, куда можно стремиться», — подчеркивает председатель Союза художников РЮО.

Вместе с тем, по его словам, говорить об идеальной атмосфере и полной поддержке со стороны государства и общества не приходится. Меценатство как таковое отсутствует.

В свое время во многом поддержка со стороны государства привела к расцвету югоосетинской живописи в 70-80-е годы, считает Тамерлан Цховребов. В ту пору главенствовала академическая живопись — соцреализм, который был востребован со стороны государства. Художники каждый год получали госзаказ, государство закупало и музейные работы. В результате художники зарабатывали деньги, сегодня же они предоставлены сами себе, будучи вынуждены в массовом порядке подрабатывать по другим профессиям. «Для творчества у художников остается меньше времени, чем тогда, что уже приводит к полупрофессионализму. Художник должен полностью отдаваться своему творчеству, и только тогда он может создать прекрасные произведения», — уверен глава Союза художников.

Для решения создавшейся проблемы он предлагает, чтобы государство каждый год на определенную сумму закупало картины у каждого художника, тем самым оказав огромную помощь развитию изобразительного искусства Южной Осетии, ведь произведения изобразительного искусства относятся к национальному достоянию любого государства.

Весьма ограниченное финансирование имеется и у Союза художников, который не находится на государственном балансе. Государство лишь оказывает определенную гуманитарную помощь для оплаты правления Союза.

Тамерлан Цховребов убежден, что более активная поддержка со стороны государства и поддержка общества позволят сформировать среду, которая необходима для творчества.

Не менее серьезной проблемой для них является отсутствие творческих мастерских. Их сегодня катастрофически не хватает. В Союзе художников из 38 художников свои мастерские имеют только 12, да и то находящиеся в плохом состоянии.

Проблемой остается и отсутствие выставочного зала. На сегодняшний день выставки организуются в фойе киноконцертного зала «Чермена», или в фойе гостиницы «Алан». У Союза художников нет таких средств, чтобы самим проводить ремонтные работы.

Между тем, возможности представлять свои картины ожидает немало художников. Недаром говорят, что у счастья художника простая формула: творить и выставляться. Художник творит, прежде всего, для своего зрителя, способного оценить, понять и вдохновить.

Покупаемость картин также оставляет желать лучшего, мастерские художников завалены картинами. И это при том, что в Союзе художников действительно подготовленные кадры, закончившие высшие учебные заведение в российских вузах. Сегодня многие молодые учатся в российских вузах, однако большинство не приезжают обратно, так как их творчество не востребовано в Южной Осетии. С одной стороны, жители республики высоко ценят и гордятся талантом осетинских художников, охотно посещают выставки. С другой — в Южной Осетии мало кто покупает картины, традиция создавать и пополнять свои домашние частные коллекции еще не прижилась в республике, в отличие от той же России и других стран, где художники чаще всего зарабатывают, продавая свои картины.

В то же время, оценивая в целом состояние югоосетинской живописи на сегодняшний день, Тамерлан Цховребов отметил динамику в вопросах организации выставочной деятельности в РЮО. В частности, за последние два года Министерством культуры республики было организовано более 24 выставок.

Председатель Союза художников РЮО и другие опрошенные нами представители югоосетинской школы живописи, отмечая положительные моменты в развитии этого направления искусства, дружно акцентируют внимание на перечисленных серьезных проблемах, указывая на необходимость их оперативного решения. В противном случае они станут серьезным фактором, тормозящим развитие живописи, где, как и во всех других сферах культуры, чрезвычайно важна преемственность поколений и востребованность со стороны государства и общества.

Помимо создания необходимой инфраструктуры для развития изобразительного искусства, что, безусловно, в нашем случае является прерогативой государства, много зависит от самих художников. Достаточно привести в пример деятельность Махарбека Туганова, который, не ограничиваясь одной лишь сферой творческой деятельности, был активным пропагандистом художественной культуры в Осетии. Он организовывал выставки, писал многочисленные статьи об искусстве в Осетии.

В нашей республике как-то не сложилась традиция регулярно проводить круглые столы на тему искусства, с участием подрастающего поколения и просто ценителей. Здесь сказывается и то, что культурология как наука в Республике не развивается, почти нет людей, которые бы специализировались как эксперты в области культуры. К примеру, в Северной Осетии есть подготовленные кадры искусствоведов, которые анализируют разные направления искусства, в том числе изобразительного, следят за творчеством художников и других деятелей культуры. В Южной Осетии, к сожалению, этого пока нет. Следует также учитывать, что сегодня в современной художественной культуре академическое мастерство является лишь разновидностью искусства в ряду десятков иных видов — это и видеоарт, и инсталляции, и андеграундное искусство, и граффити, и артфотография и многое другое. Перспективы их развития в условиях Южной Осетии также должны стать предметом изучения.

Алла Гергаулова

Наверх