19 сентября — День Государственного флага Республики Южная Осетия

С давних времен любое государственное образование старалось как-то отличиться от соседних стран. Кроме языка, уклада жизни и обустройства страны, важное место занимали и различные символы — гербы, флаги и иная атрибутика. Знак того или иного государства был не похож на другие — ведь для каждой территории было свойственно свое мировоззрение.

В истории остались война белой и алой роз в Англии, где розы являлись отличительными признаками — эмблемами — двух враждующих партий. «Юнион Джек», то есть флаг Великобритании, резвился на мачтах великого флота. Под этим флагом завоевывались колонии и под этим флагом страна стала знаменитой, одной из великих держав и властительницей морей.

История же осетинского флага уходит корнями в глубокое прошлое. По археологическим и историческим изысканиям было выявлено, что древний индоевропейский народ — скифы — сочетанием белой, красной и желтой полос окрашивал древки своих стрел. Ведь, как известно, Государственный флаг Республики Южная Осетия представляет собой триколор «солнечных цветов»: белого, красного и желтого.

Несмотря на то, что сочетание этих цветов носило в древние времена особое значение и характеризовалось как три важнейшие ценности национального мировоззрения осетин, возвращение древнего триколора произошло во второй половине 80-х годов XX века.

Под реющим осетинским флагом защитники Отечества шли в неравный бой, отстаивая независимость и свободу Южной Осетии. Именно этот флаг был высоко поднят во время нашей победы в освободительной войне с грузинскими неофашистами. Но какое именно значение имели непосредственно сам флаг и флагшток в быту осетин и их предков?

«Если мы окунемся в историю, то в трудах многих историков можно обнаружить упоминания об аланах, о наличии подобия этих флагов. Есть описание того, что аланские войска имели свои отличительные знаки. Отмечается, что когда кони стояли смирно, то разноцветные лоскуты ткани, крепившиеся к древку, находились в уравновешенном состоянии, но как только войско шло в атаку, знамена начинали развеиваться и под давлением ветра преобразовывались в угрожающих фигур или животных», — рассказал МИА «Южная Осетия сегодня» директор ЮОНИИ им. Захария Ванеева Роберт Гаглойты.

Флаг также упоминается и в народном творчестве осетин. В героической песне «Цырыхъы фырт Цомахъ» фигурирует лицо «тырысахӕссӕг» (знаменосец). В этой песне описывается промежуток времени, когда происходили набеги на соседние страны, в частности, на Балкарию. В песне было обращение предводителя с вопросом: «Цӕй ут ма, лӕппутӕ, уӕдӕ уӕ тырыса чи ахӕсдзӕн?» (Ну же, парни, кто понесет флаг?).

Данное обращение говорит о том, что данный предмет доверялся не всем. И только лишь достойный Цомахъ принял на себя эту ответственность. Знаменосцы обычно шли впереди остальной армии, и первый удар принимали на себя. Стоит отметить, что им оказывался великий почет и после смерти на полях сражений.

«Есть еще множество интересных моментов, связанных с флагом. Например, известный этнограф Валентин Гарданов в своих трудах отмечал, что когда во время национально-освободительного движения наши защитники опускались на колени и прикасались губами к флагу, то и это являлось откликом с давних времен. Дошли эти данные не в письменных источниках, а от поколения старших, которые отмечают, что клятва, которая давалась в связи с чем-либо, всегда закреплялась прикосновением к «хъулон хъил», то есть, некоей цветной палке», — сказал Роберт Гаглойты.

Те, кто давал клятву на знамени, вставал около древка, а его товарищи, в свою очередь, ставили свое оружие вокруг него и также вставали в круг. Товарищи прикасались правой рукой к человеку, дающему клятву. После этого, они произносили слова наподобие: «Не выдам своего товарища, если его ранят — не оставлю, спасу, а если убьют — погребу». Именно такие клятвы приносили перед тем, как выступить в балц (поход). Каждая клятва, по словам Роберта Гаглойты, сопровождалась символическим «оммен». После этого, они разбирали свое оружие и закрепляли клятву рукопожатием.

Как отметил директор ЮОНИИ, было также множество обрядов, связанных непосредственно с флагом и флагштоком. В особенности, данный факт прослеживается в свадебных обычаях. Первое упоминание можно отнести к Нартскому эпосу осетин. Снаряжали обычно свадебный поезд, что можно проследить в сюжетной линии нарта Ацамаза, и в этом обряде были отмечены «тырысахӕссӕг» и быдыры зӕд (покровитель полей). По словам Роберта Гаглойты, это уже тогда было известно в Нартиаде, а тот факт, что его несет патрон «быдыры зӕд», который ведает богатством полей, урожаем и прочей магией роста, также имеет огромное значение.

«Относительно свадебного обычая, связанного с флагом, можно еще сказать, что в доме невесты готовили кусок хорошей ткани белого, красного (розового) и желтого цветов и водружали его на тщательно обработанное древко. Где был флаг, там скрепляли множество предметов из мужского туалета: ремни, курительные смеси, платок и множество других нужных вещей быта. Во время свадьбы подруги невесты выносили флаг и предлагали друзьям жениха купить его. Без этого ритуала невесту не отдавали», — сказал он.

Директор отметил, что из источников также известно, что выкупленный флаг должны были хорошо охранять, но все же те, кому удавалось украсть его, отдавали его только за вознаграждение. Если взять, например, современную свадьбу в Осетии, можно с уверенностью сказать, что эти обычаи остались, но только слегка видоизменились.

Национальный флаг имеет множество значений, которые исходят из самых глубин истории. По данному направлению работали и продолжают работать многие известные научные сотрудники не только Осетии, но и далеко за его пределами.

Директор ЮОНИИ подчеркнул, что это государственная атрибутика, которая живо напоминает трифункциональное деление общества в древности, а именно, деление скифов на три рода героев Нартского эпоса, на три великие фамилии, прослеживается также трифункциональное деление трех столпов власти.

«У нас огромная значимость, ведь исходит этот символ из глубокой древности. Я думаю, что этот праздник очень важный. Это данность, определенная нам историей. У нас флаг, гимн, герб – три символа власти», — отметил он.

Добавим, что цвета национального флага осетин носят глубоко сакральный характер. Белый цвет — цвет солнца, чистоты и совершенства. Он воплощает идеи справедливости, чистоты и священной славы — кад. Красный цвет тесно взаимодействует с огнем и солнцем. Это цвет активного проявления себя, символизирующий сакральное понятие доблести и отваги — ахсар. И желтый либо золотой цвет является цветовым образом фарна — мира, добра, счастья и благополучия, исходящих от неба и солнца.

Инна Кочиева

Наверх