Провозглашению Республики Южная Осетия 20 сентября 1990 года предшествовали достаточно интересные и бурные события. С конца 1980-х начала 1990-х годов в Грузии начало набирать силу грузинское национальное движение, которое очень быстро скатилось на рельсы фашизма. Фактически, это национальное движение, этот неформалитет Грузии активно вышел на политическую арену с двумя главными лозунгами: «Выход Грузии из состава Советского Союза и восстановление независимого грузинского государства», и «Грузия только для грузин». То есть никаких автономий или каких-либо образований в Грузии быть не должно было. Тем национальные меньшинства которые примирялись с этим, милостиво разрешалось остаться, а другим «скатертью дорога». Была также принята программа развития грузинского языка, абсолютно дискриминационная, которая фактически вела к тому, что осетинский язык лишался всяких прав. Естественно это все не могло не вызвать ответную реакцию, и в Южной Осетии образовался народный фронт «Адамон ныхас», началось национально-освободительное движение.
Непосредственно провозглашению Республики предшествовало то, что в конце 1980-х начале 1990-х годов грузинское руководство предприняло ряд определенных шагов, фактически отменяющих все правовые нормы советской власти, Конституцию грузинской СССР и другие акты, начиная с февраля 1921 года, с момента, как они это называли, советизации Грузии. Декларировалось возвращение к конституции и законам Грузинской Демократической Республики, которая существовала в начале 1920 годов. Тем самым тогда фактически убрали и лишили силы декрет об образовании Юго-Осетинской Автономной Области в составе Грузии. Это достаточно сомнительный с правовой точки зрения документ, но в любом случае, это был единственный правовой документ в истории взаимоотношений Грузии и Южной Осетии, согласно которому Юго-Осетинская Автономная Область находилась в составе Грузинской ССР. Соответственно лишив юридической силы и отменив все акты советской власти, включая данный декрет, Грузия сама собственными руками убрала все правовые основания нахождения Южной Осетии в составе Грузии. То есть, с этого момента можно считать, что в правовом отношении Южная Осетия естественно не была уже в составе грузинской СССР, тем более Грузии, которая пыталась вернуться к опыту Грузинской Демократической Республики. А какой это опыт мы, естественно, хорошо знали из истории, потому что именно так называемая Грузинская Демократическая Республика устроила геноцид 1920-ого года южным осетинам. Соответственно мы оказались в правовом вакууме, и в этой ситуации необходимо было предпринимать меры для того, чтобы Южная Осетия обрела какой-то правовой статус. Поэтому 20 сентября тогдашний наш официальный орган власти Юго-Осетинский Совет Народных Депутатов принял решение о провозглашении Республики Южная Осетия, тогда она называлась Юго-Осетинской Советской Демократической Республикой в составе Союза Советских Социалистических Республик.
То есть 20 сентября — это день провозглашения Республики в составе СССР.
Далее, 9 декабря были проведены выборы в парламент Южной Осетии в составе 75 депутатов. А 11 декабря Грузия спохватилась и на сессии Верховного Совета, она ликвидировала Юго-Осетинскую Автономную Область, которая в общем-то в их составе и не была, с таким же успехом они могли ликвидировать США.
После этого в 1991 году, в ночь на Рождество началась война, которая продолжалась более двух лет.
До 21 декабря Южная Осетия не объявляла о своей независимости. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате (Казахстан) состоялась встреча глав государств Союзных Республик, они тогда приняли решение о роспуске СССР, и с этого момента СССР прекратил свое существование.
Соответственно Южная Осетия в этой ситуации должна была выбрать свой путь. Поэтому 21 же декабря 1991 года мы провели сессию Верховного Совета и приняли декларацию о государственной независимости Республики Южная Осетия.
19 января 1992 года был проведен референдум, в котором абсолютное большинство — 99, 9% граждан — высказалось за независимость Республики Южная Осетия и 29 мая 1992 года на основе этих результатов был принят уже юридически обязывающий документ — акт о государственной независимости Республики Южная Осетия.
Я хочу подчеркнуть, что к тому времени когда мы предпринимали эти действия, Грузия еще не была признанна международным сообществом, в Грузии не было легитимного законного руководства, так как прежний законно избранный президент Грузии Звиад Гамсахурдиа в результате государственного переворота был свергнут и у власти стояла хунта во главе с Шеварднадзе. Грузия на тот момент не была никем признана, соответственно учитывая и то что в 1990 году она сама предприняла шаги, так для того, чтобы лишиться Южной Осетии.
Наши действия тогда, все принятые тогда законы оказались правильными, все правоведы это признали, они были абсолютно безупречны с юридической точки зрения, соответствовали существовавшим тогда законам Советского Союза, в том числе главный закон о порядке выхода Союзных Республик из состава союзного государства. Они абсолютно соответствовали принципам международного права.

Вячеслав Гобозов

Наверх