На прошлой неделе в Москве прошла VIII международная научно-практическая конференция «Проблемы защиты прав человека: обмен лучшими практиками омбудсменов», которая была посвящена актуальным вопросам защиты прав человека на охрану здоровья. В мероприятии приняла участие детский омбудсмен Южной Осетии Аэлита Джиоева. В интервью Sputnik она рассказала о своих впечатлениях от участия в конференции, а также ответила на другие вопросы.

Джиоева также выразила слова благодарности уполномоченному по правам человека в России Татьяне Москальковой за организацию «такого нужного и актуального мероприятия» на очень высоком уровне.

– Аэлита Евгеньевна, расскажите, что обсуждалось на этой научно-практической конференции?

Мероприятие касалось правозащитной деятельности об охране здоровья, оно прошло очень интересно. В конференции приняли участие более 50 омбудсменов из разных стран, а также несколько десятков международных организаций. Если говорить о проблемах, которые обсуждались на конференции, то это и бесплатная медицина, это и лекарственное обеспечение, это и права граждан, имеющих психиатрические отклонения, это и создание всех условий для санитарно-медицинского обеспечения, для повышения уровня защиты материнства и детства. Я могу сказать, что практически во всех государствах проблемы одни и те же, отличается лишь подход. Каждый омбудсмен рассказывал о том, как и каким образом он защищает прав своих граждан. Было очень интересно их слушать, для меня это огромнейший опыт.

– Как бы вы оценили защиту прав на охрану здоровья в Южной Осетии?

Я не могу сказать, что у нас совсем все плохо, но нам, безусловно, есть к чему стремиться. Благодаря помощи России у нас в республике были построены родильный дом, детская больница, реабилитационно-медицинский центр. К нам приезжают врачи, проводятся различные конференции, наши специалисты проходят курсы повышения квалификации. Я считаю, что каждый человек, который занимает такую гуманную должность, должен стараться повышать свои знания и опыт в работе. У нас есть цель, и мы должны и будем совместными усилиями добиваться того, чтобы полноценно защищать право на охрану здоровья, медицинскую помощь.

– Аэлита Евгеньевна, после вашего участия в подобной конференции в прошлом году, благодаря Вашей деятельности, в Южную Осетию приехал ряд врачей из России. Стоит ли ожидать, что и после этой конференции и в дальнейшем к нам в республике будут приезжать российские специалисты?

Приезд врачей, в частности, неврологов и психологов к нам в республику стал возможен благодаря Меморандуму, который между мной и моей российской коллегой, уполномоченным по правам ребенка Марией Беловой. Конечно, мы должны еще больше расширять наши возможности взаимодействия для того, чтобы сюда приезжали специалисты. Мы поддерживаем дружеские отношения с омбудсменами, чтобы подписать меморандум с республиками, которые на признали, в частности Никарагуа и Венесуэлой. Мы все понимаем, что Южная Осетия – это субъект международного права, и очень важно расширять международное сотрудничество, чтобы нас узнали и услышали бы, что из себя представляет Южная Осетия.

– Удалось ли вам перенять практики, связанные с охраной здоровья человека, и использовать их уже в своей работе?

После того, как я приняла участие в конференции в прошлом году, у нас в течение года было сотрудничество с аппаратом уполномоченного по правам человека России, нас приглашали на онлайн-конференции и обучающие семинары, касающиеся и здоровья детей, и их психического состояния. И после этих занятий я применяла эту практику и проводила встречи с родителями, учителями, учениками, и говорила о том правовом регулировании, о котором нам рассказывали преподаватели университета Кутафина. Конференция, которая была проведена под руководством Татьяны Москальковой, прошла на очень качественном уровне, на ней мы увидели, услышали и переняли, как и каким образом нужно расширять дружбу, внедрять этот опыт и реализовывать его. Этот именно тот опыт, который я получила на конференции в Москва.

– С кем из ваших коллег вам удалось пообщаться в рамках конференции?

Еще с прошлого года у меня с прошлого года сложились хорошие отношения с омбудсменом Кении Флоренс Каджуджу. Она изъявила желание приехать к нам в Южную Осетию. Это та самая дружба народов, о которой мы часто говорим. Я хочу заметить, что все омбудсмены, участвовавшие в этой конференции, очень открыты к диалогу, очень дружественно настроены и готовы, конечно, рассказывать о своих проблемах и о том видении, как их решить.

– Куда в Южной Осетии может обратиться человек в случае, если он чувствует, что его права нарушаются, ему не предоставляет необходимые ему лекарства?

Наши уважаемые граждане должны знать и понимать, что в Южной Осетии существуют два института – это уполномоченный по правам человека и уполномоченный по правам ребенка. У них есть полное право обратиться за правозащитой. Если мы видим, что родителю с ребенком в какой-то мере где-то что-то не додали, не провели полноценное обследование или не выдали лекарственные аппараты, то, естественно, мы обращаемся уже в министерство здравоохранения. Это касается и санаторно-курортного обеспечения, чтобы отправлять куда-нибудь детей с ОВЗ, детей-сирот. То есть, человек, который посчитал, что его права ущемляются, может обратиться к нам обратиться, и мы со своей стороны будем делать все возможное в рамках своих полномочий.

– В России предложили ввести налог на бездетность? На ваш взгляд, можно ли это считать нарушением прав человека или это является все-таки необходимой мерой для государства?

Сейчас я думаю, что это нарушение прав человека. За что человек должен платить этот налог? Может он не может иметь детей по медицинским показаниям или есть какая-то другая причина. На мой взгляд, все это напоминает хождение по лезвию бритвы. Нельзя так однозначно штамповать и говорить о том, можно, или нельзя. Это все индивидуально и циклично

– Как вы думаете, введут ли в Южной Осетии когда-нибудь налог на бездетность?

У нас очень демократичное общество. Поэтому, я думаю, здесь живут сознательные люди, которые не дадут это сделать.

Наверх