Бынатыхицауы æхсæв (праздник покровителя жилища) осетины справляют в ночь на первую среду после праздника Цыппурс.

Осетины всегда верили, что у каждого дома есть свой покровитель, дух, оберегающий жилище, — Бынатыхицау (диг. — Бундор). Считалось, что он является ночью, когда все спят, желая убедиться в том, что в доме царит порядок. Если Бынатыхицау оставался недоволен, то мог поднять шум и разбросать вещи. Изобилие и благополучие оставляли ту семью, которая могла разгневать своего покровителя.

Согласно преданиям, в эту ночь нечистая сила (хæйрæджытæ) строила людям козни. Чтобы отпугнуть ее, над порогами хлевов и амбаров развешивали колючки и дубовые ветки.

На праздник осетины пекут традиционные пироги, закалывают козленка, ягненка или черного петуха. Мясо варят большими кусками. Кровь жертвенного животного принято сливать в специальную яму, куда также складывают внутренности, шкуру и кости.

В этот вечер на стол не принято класть соль и нож. Молитвы Всевышнему и Уастырджи не посвящают. Глава семьи произносит такую молитву:

«Бынатыхицау, дæ хорзæх нæ уæд! Рæдийын нæ ма бауадз, фыдæхæй нæ бахиз. Адæймагæй, бæхæй, фосæй нæ сæртæ де уазæг уæнт! Нæ зæрдæбын куывд нын фехъус. Нывондагæй, хойрагæй, нозтæй дын цы сцæттæ кодтам, уыдон дын барст уæнт! Нæ фæстаг фиддон дын ма фæуæнт!»

Покровитель жилища, да снизойдет на нас твоя благодать! Не дай нам совершать ошибки и огради нас от несчастий. Да будут под твоим покровительством домочадцы наши и живность наша! Прими все наши приношения! Да не оскудеют наши дары тебе!

После молитвы к еде сразу не притрагиваются, члены семьи выключают свет и выходят на некоторое время из помещения, где накрыт стол, чтобы Бынатыхицау мог вкусить приготовленные в его честь блюда. Только после этого семья приступает к трапезе.

Важно помнить, что пища в этот вечер предназначена только для домочадцев. Замужние дочери и женатые сыновья, проживающие отдельно, за столом присутствовать не должны, чтобы не разгневать Бынатыхицау. В этот вечер в гости ходить нельзя.

Отмечая этот старинный языческий праздник, осетины верят, что заручаются защитой и покровительством Бынатыхицау, чтобы жить в счастье и достатке.

Этот праздник схож с праздником Хæйрæджыты æхсæв (Ночь чертей), отмечают их в один день. Однако различие между ними состоит в том, что Бынатыхицауы æхсæв можно справлять несколько раз в год (в ночь со вторника на среду), например, при переезде на новое место жительства, а Хæйрæджыты æхсæв — только один раз в год, в ночь со вторника на среду, между праздниками Цыппурс и Ногбон.

По материалам книги Руслана Туаева «Обычаи осетин»

Наверх