Примитивные календари появились еще на первобытнообщинной стадии развития человечества и были выработаны в процессе трудовой деятельности древних людей по смене дня и ночи. По пальцам, при помощи узелков, зарубок на палках, по обращению луны вокруг своей оси (лунные фазы), земли вокруг солнца — этими довольно нехитрыми способами исчисления пользовались все, без исключения, народы.

Способ отсчета времени посредством зарубок сохранился в памяти старожилов Осетии. Им часто пользовались в прошлом пастухи.

Самая древняя система определения продолжительности календарных месяцев была связана с изменением фаз луны. Движение луны более заметно для человека и совершается в более короткий период времени, чем движение солнца. Природная наблюдательность помогала древним людям установить последовательные фазы изменения внешнего вида луны: новолуние, постепенное заполнение в первой четверти, постепенное уменьшение и исчезновение и после этого уже новый круг, начиная с новолуния.

Как же исчисляли в историческом прошлом время по лунному календарю осетины? Месяц состоял из четырех недель и двух часов и исчислялся по новолунию. От первого новолуния, если оно будет в понедельник, следующее новолуние наступит спустя четыре недели во вторник, третье новолуние будет в среду, а четвертое затем в пятницу. При этом к каждому лунному месяцу прибавлялся один день.

Так, например, если январь состоял из 28 дней, то в феврале будет 29 дней, в марте 30дней, а в апреле 32 дня и 2 часа. В итоге на все четыре месяца приходится лишним один день и на каждый месяц еще 6 часов. В общей сложности год состоял из 361 дня, а четыре дня и 6 часов складывались в общем кругу года. Полный цикл изменения формы видимой части луны считался одним месяцем. Год состоит из 12 месяцев, месяц — из четырех недель, а неделя из семи дней.

По размеру лунного диска определяли конец старого месяца и начало нового. Опытный составитель календаря мог без особого труда определить по состоянию луны даже число месяца. При этом учитывалось и то, что до появления месяца на небе он, по представлениям осетин, был уже три дня.

Наиболее широкое распространение получили солнечные календари. Ныне существующий — Григорианский, был утвержден в 1582г. папой Григорием VII и признан почти всем миром, хотя и он не является образцом совершенства.

Людвиг Чибиров, доктор исторических наук, профессор, «Народный земледельческий календарь осетин»

 

 

 

 

 

Наверх