Классификация осетинских календарных праздников имеет свои сложности, вызванные в первую очередь их количеством и многообразием.

«Праздников у осетин бесчисленное множество», — справедливо восклицал один из дореволюционных публицистов. Нередко даже в пределах одного ущелья они с трудом поддаются систематизации. Нет единого мнения об их классификации и в литературных источниках. Некоторые авторы делили праздники на мужские и женские. При этом если первые празднуются мужчинами и сопровождаются принесением жертв, то вторые празднуются исключительно женщинами и здесь жертвенные обряды заменяются молочными продуктами.

Подобное деление праздников имело место в историческом прошлом. Тем не менее, нельзя делить все существующие праздники на мужские и женские. Подобная их систематизация не раскрывает их характерные особенности. Правильную классификацию осетинских праздников дает В.ф. Миллер во втором томе своих «Осетинских этюдов». По Миллеру, они распадаются на:

  1. Праздники общеосетинские, календарные, справляющиеся в известные месяцы года и находящиеся в связи с календарем.
  2. Праздники местные, справляемые в том или другом ауле в память какого-нибудь события.
  3. Праздники семейные, т.е. круг обрядов, сопровождающий известные события домашней жизни, рождение ребенка, свадьбу и т.д.

Таким образом, праздников у осетин довольно много. Мы рассмотрим общеосетинские календарные, которые справлялись всем народом. При этом наибольшее внимание будет уделено тем из них, которые имеют непосредственно отношение к аграрной религии.

Многие из праздников этой группы первоначально были ущельными, а может даже уже патронимическими. С течением времени, по мере разрастания патриархальной семьи, из нее выделялись отдельные индивидуальные семьи, которые, поселившись недалеко, не прекращали связи ни с родным аулом ни с его патроном. Точно также как и у чеченцев и ингушей «круг почитателей аульного святого увеличивался и он становился общим патроном для целого общества и даже нескольких обществ. Здесь уже мы встречаемся с более определившимися функциями божеств, с типичными формами почитания». Такие общеосетинские святилища обслуживались жречеством («дзуары лæг»).

По вопросу о циклах народного календаря существуют две концепции. Одни исследователи сводили их к понятиям времен года (четырехцикловый), другие основывали их в соответствии с культом солнца (двухцикловый). Противники двухциклового (летний и зимний) деления календаря предложи делить календарь на четыре цикла, по временам года, выделяя в каждом из них узловой момент: солнцевороты и солнцестояния. Безусловно, времена года, климатические особенности географическая среда и другие внешние факторы находятся в определенной связи с аграрным календарем, но их нельзя подменять определяющим значением трудовой деятельности.

Анализируя эту циклизацию, нетрудно обнаружить в ней существенные недочеты, как в периодах самих циклов, так и праздничных обрядах в пределах отдельных циклов. У большинства народов начало отсчета зимних праздников приурочивается не к Новому году, а задолго до него. Применительно к осетинской действительности отсчет времени зимнего цикла следует начинать с «цыппурс», совпадающий по времени с зимним солнцеворотом, а не с Нового года.

Представление о календаре у осетин имеет свои особенности. Первоначально у них между зимой и летом не было промежуточных сезонов: соответственно работам год делился на две половины: теплое время – «сæрд» (лето) и холодное время — «зымæг» (зима). Такое деление было связано с климатическими особенностями, с важнейшими фазами сельскохозяйственных работ (началом и их окончания). При этом первая половина была временем полевых работ, вторая — периодом домашних занятий, лесных промыслов и т. д. Сельскохозяйственный год заканчивался где-то в конце октября, в ноябре. К этому времени завершались полевые работы, урожай уже был убран, пастухи высвобождались, а скот пора было ставить на зиму в стойла. Этому периоду по времени соответствовали праздники «хоры сæрты куывд» и «джиуæргуыба». Время до апреля-мая (марта-апреля в предгорьях), когда приступали к весенне-полевым работам — считалось зимним периодом, а с апреля до октября — ноября — летним. Понятия «уалдзæг» (весна) и «фæззæг» (осень) невидимому появились у осетин позднее во времена, когда сельскохозяйственный труд стал прочной основой их хозяйственной деятельности.

О делении года на пять составных частей

В противоположность традиционному делению года на четыре части у осетин сложилось представление о делении года на пять составных частей в соответствии с хозяйственно-климатическими особенностями: «зымæг» — зима, «рагуалдзæг» — ранняя весна, «уалдзæг» — весна и первая половина лета; «фæззæг» лето, начиная с покоса и до листопада и «æрæгвæззæг» (поздняя осень) — период, начиная с появления инея и с начала листопада до снегопада.

Нетрудно заметить, что в этой классификации отсутствует понятие «сæрд» (лето), зато в ней весна и осень широко представлены (ранняя весна, весна и начало лета, осень и поздняя осень). Это народное представление, проверенное веками, даст возможность наиболее ярко раскрыть смысл и характер календаря. Тем не менее, брать и его в основу циклов считаем не совсем верным, ибо членение года на пять равных отрезков времени не полностью отражает постепенный переход природы от одного состояния к другому.

«Связь аграрного календаря, — пишет известный исследователь В.И.Чичеров, — временами года, несомненно, должна быть признана, но все же она не определяет собой его основы. Климатические особенности географическая среда, особенности состояния природы в разные времена года — все это имеет большое значение и оказывает существенное влияние на календарь народа живущего в упорном, повседневном труде. Времена года, географическая среда, климат должны рассматриваться как реальные условия трудовой деятельности, которые являются основой народного сельскохозяйственного календаря».

Исходя из вышеизложенного, а также учитывая хозяйственно климатические особенности края, последовательность и специфику самих праздников, можно выделить следующие три основных цикла: зимний (от праздника «цыппурс» до «тутыртæ» включительно), весенний (от «хор-хор» до «атынæг») и осенний или летне-осенний (от «атынæг» до «цыппурс»).

Подобное деление годового цикла календаря применительно к осетинской действительности является наиболее правильным. Зимний цикл охватывает время от выпадения снега до ранней весны и является как бы подготовительным периодом к весенне-полевым работам. Он воспринимался народом как период непосредственно связанный с изменениями, происходящими в природе вслед за солнцеворотом, период, с которого начинается новый этап в трудовой деятельности земледельца.

Весенне-летний цикл — это период обработки земли и выращивание урожая. И, наконец, осенний — охватывает время от начала покоса до поздней осени и является уборочным периодом, временем дальнейшей обработки урожая.

Нетрудно заметить, что даже применительно к Северной и Южной Осетии границы между отдельными циклами неустойчивы, ибо сельскохозяйственный сезон в горной и предгорной полосе не совпадает по времени. Эта вполне естественная нечеткость в определении народным календарем границ времен года характерна и для других народов.

Составные элементы аграрного календаря осетин сформировались еще в первом тысячелетии нашей эры. Позже оттесненные в горы нашествием монголов, осетины сохранили свой земледельческий календарь, сложившийся еще в аланскую эпоху. В пределах указанных циклов календарные даты не всегда совпадают с их первоначальной христианской основой. Непосвященное в христианство горское население часто путало время их проведения, но смысл их при этом не подвергался существенному изменению.

Людвиг Чибиров: доктор исторических наук, профессор

«Народный земледельческий календарь осетин»

 

 

Наверх