Традиции, нравы, отношение к женщине в Осетии

В Осетии с древних времен честь и достоинство женщины всемерно оберегались всем образом жизни семьи. Достоинством мужчины считалось предупредительное, почтительное отношение к женщине, позором для него – проявление грубости, непристойного поведения в ее обществе, рукоприкладство и т.д.

Что касается женщины старшего возраста, то она находилась на особом положении и пользовалась всеобщим уважением. В жизни горцев действовали неписаные законы, они строго, требовали рыцарского отношения к женщине.

О ее высокой роли в обществе и непререкаемом авторитете убедительно говорит то, что единственной силой, способной остановить любые драки, вооруженные конфликты, вплоть до прекращения кровной мести, была женщина. История осетинского общества знает немало случаев, когда женщина одним своим присутствием предотвращала, казалось бы, неизбежное кровопролитие.

В полной безопасности чувствовал себя даже кровник, если его защитницей выступала женщина. «Тот считается в безопасности, кого взяла под свою защиту женщина», – писал Штедер во второй половине XVIII века. « Когда они вмешиваются в кровавые с схватки и распускают волосы, то противники пристыженные, вкладывают сабли в ножны и расходятся…».

Об этом писал К. Хетагуров: «…Как бы сильно не было ожесточение ссорящихся, дерущихся и сражающихся, одно появление женщины обуздывает буянов, останавливает и прекращает кровопролитие.

Двусмысленное слово в присутствии женщины, неосторожное движение во время танцев, непристойная развязность с девушкой вооружает против провинившегося всю молодежь…».

Наиболее авторитетные женщины принимали активное участие в решении важных общественных дел. Тому немало красноречивых доказательств в устном народном творчестве, где образ легендарной Сатана является одной из недосягаемых творческих высот.

Что касается старшей женщины в семье (æфсин), то она занимала равное положение с главой семьи. Чем объяснить это особое положение женщины?

В то время, когда женщина, особенно молодая, находилась на протяжении веков в бесправном, угнетенном положении. Известный ученый В.Ф.Миллер писал в 1881 году: «Как ни безотрадна жизнь женщины, однако к чести осетин нужно сказать, что между ними крайне редко встречаются факты грубости и насилия против нее».

Об уважении к женщине, почитании, вежливо-скром­ном отношении к ней свидетельствуют и следующие пра­вила поведения и знаки внимания. Если женщина  и  муж­чина  шли  рядом,  то  женщина  занимала  правую  сторону,  а  если вместе с ней шли двое мужчин, то – между ними. В обоих случаях эти положения считались самыми почетны­ми. Наибольшее количество этикетных норм было связано с женщиной. До каких бы пределов не дошло опьянение пирующих мужчин, как бы развязно не вела себя компания молодежи, как бы сильно не было ожесточение ссорящих­ся, дерущихся или сражающихся – одно появление жен­щины обуздывало буянов, останавливало и прекращало кро­вопролитие. Двусмысленное слово в присутствии женщин, неосторожное движение во время танцев, развязность в об­ращении с девушкой вызывали осуждение всего общества.        Самые непримиримые враги прекращали сражение, если женщина, сняв платок, бросала его между ними. Так было и у других кавказских горцев. В присутствии женщины совершенно не допускались неприличные выражения. Мстить женщине считалось позором, недостойным мужчины.

  Особенным уважением пользовалась старейшая среди женщин – æфсин. Ее появление в обществе поднимало на ноги всех мужчин младше нее. Æфсин пользовалась непре­рекаемым уважением и почетом. Были случай, когда она занимала место главы семьи после смерти мужа, управляя хозяйством вместе с одним из сыновей. Æфсин настолько была почи­таемой, что только она могла вместе с мужчи­нами сидеть за трапезой.Æфсин пользовалась большим авторитетом. К ней обращались за советом все женщины патронимии, она была главной хозяйкой-распорядительницей во время свадьбы, похорон, поминок. Проф. М. О. Косвен, побывавший в Южную Осетию в 1932 г., записал следующее из уст 120-летней Санакоевой из сел. Джава. «Лет 100 назад в нашем селении была женщина, которая считалась старшей над всеми до­мами селения. «Хистæр ус» пользовалась громадным влиянием и авторитетом, по утрам к ней обращались старшие женщи­ны отдельных домов за указаниями и советами по части ведения хозяйства на каждый день.

    Вежливость требовала от молодой осетинки уступить дорогу мужчине, вставать при его появлении и не садиться в его присутствии. Разговаривать при мужчине женщина не в коем случае не могла, даже при близких родственниках она говорила шепотом. Ответную вежливость проявляли и мужчины. Всадник, встретив в пути (в поле) женщину, спе­шивался и провожал ее до места назначения, на время от­ложив все дела, какими бы важными они не были.      Наряду с этикетом предусматривались некоторые дру­гие правила поведения, которые из-за своей консерватив­ности вряд ли заслуживают возрождения к жизни. Вот не­которые из них. Муж должен был избегать своей жены, при посторонних не оказывать ей никаких знаков внимания. Жена не сопровождала своего мужа в поездках, когда же они встречались случайно в обществе, то приходили в заме­шательство и делали вид, будто не знают друг друга. «Муж часто сильно любит жену, – писал Вс. Ф. Миллер, – но вместе с тем, считает позором, если его застанут с ней на­едине и при посторонних, встречаясь с женой, не решается с ней заговорить». Муж мог посетить свою жену только тайком, а говорить с мужем о жене или спрашивать о ее здоровье считалось предосудительным. Только старость при­обретала некоторую привилегию на смягчение этих строгих правил. Жена не имела права называть по имени мужа, его родственников, никогда не произносила их фамилии, имена старших женщин – родственниц сво­его мужа. В этих случаях она прибегала к иносказательным формам «муж такой-то женщины», «их фамилия», «ее мужа зовут так же, как и супруга нашей общей знакомой» и т.д.

    Невестки обычно соблюдали уайсадын, обычай не говорить вслух при взросльх мужчинах, в особенности при свекре и старших деверях. Некоторые соблюдали этот обычай до конца своей жизни. В основном невестки постарше или вовсе не придерживались этого обычая или же соблюдали его менее строго. Чтобы снять табу, необходимо было за­клание жертвенного животного. Обычай запрещал мужчи­не говорить о своей жене в обществе, но если приходилось, то говорил о ней без проявлений нежности. «С ней загово­рить, поспорить, пошутить, спросить совета, вообще вся­кое проявление человеческих чувств к жене в присутствии других считаются позором». Все это давно стало анахро­низмом, обычаи эти были порождены суровой действитель­ностью прошлого и сегодня кажутся нам странными.

 

Наверх