За неделю до свадьбы, в ночь с субботы на воскресенье, жених, шафер (къухылхæцæг) и его помощник (æмдзуарджын) в сопровождении друзей и родственников с подарками наносят визит будущей родне.

Родители девушки (невестки) накрывают стол в честь прибытия будущего зятя. Однако, сами участия в застолье не принимают.

Отец невесты заранее назначает старшим застолья (фынджы хистæр) соседа того же возраста, что жених, хорошо разбирающегося в обычаях.

По традиции жениха усаживают на противоположном от старших – в конце стола – ему нельзя даже пробовать спиртное. На короткое время (три тоста) он выступает в качестве прислуживающего за столом (уырдыглæууæг). Жених, как правило, скромен, молчалив и сдержан. Старший шафер (къухылхæцæг), напротив, общителен и находится в центре внимания. Он знакомится с родственниками девушки. У шафера на это свои причины: чем лучше он узнает ближайшее окружение невесты и разберется в жизненном укладе ее семьи, тем легче ему будет в день свадьбы и в дальнейшем.

В начале застолья старший (фынджы хистæр) возносит тост-молитву Всевышнему:

«Хуыцау, табу дæхицæн! Бирæ адæм даем кувынц, хорздзинæдтæ дæ курынц, æмæ хуыздæрæн кæй кувинæгтæ айстай, уый æмбал мах дæр фæкæн. Хуыцау, хорздзинадæй кæй зæрды цы ис, уыдон сæ къухы куыд æфтой, уыцы арфæ ракæн. Фыдбылызтæй хызт куыд уæм, нæ кæстæртæн сабыр, рæсугъд фидæн куыд уа, уыцы арфæ сæ уæд. Стыр Хуыцау, нæ кувинæгтæ дын барст уæнт æмæ нæ дæ хорзæх уæд!»

Слава тебе, Всевышний! Много людей тебе молится, добра просит, так уподобь нас тем, чьим молитвам ты внял, и чьи жертвоприношения были угодны тебе. Всевышний, окажи нам такую милость и исполни добрые помыслы каждого. Храни нас от несчастий, пусть у наших младших будет мирное, счастливое будущее. Великий Всевышний, прими наши приношения и ниспошли нам свою милость!

Второй тост-молитву за столом посвящают Св. Уастырджи:

«Уастырджи, табу дын уæд! Уæлæрвтæй зæхмæ Хуыцауы минæвар дæ, æмæ нæ дæ хорзæх уæд! Нæ бæлццæттæ де ’уазæг – Сæ хæдзæрттыл æнæмаст, æнæфыдбылызæй, дзæбæхæй æмбæлæнт. Уастырджи, нæ кæстæртæ фидаруæраг æмæ зондджынсæрæй куыд цæуой, уыцы арфæ сын ракæн! Цы фысыммæ æрцæуæм, цы фысымæй здæхæм, уыдоны къæсæртæ амондджын куыд уой, ахæм арфæ ракæн! Цы дыууæ кæстæры ссардтой сæ амонд, уыдонæн æххуысгæнæг у сæ равзæрст фæндагыл!»

Уастырджи, слава тебе! Ты посланник Всевышнего на земле, так ниспошли нам свои щедроты! Благоволи нашим путникам, чтобы они благополучно возвращались к своим очагам. Уастырджи, благослови наших младших: пусть идут по дорогам жизни твердой поступью, руководствуясь ясным разумом. Будь благосклонным к хозяевам, чей порог мы сегодня переступили! Покровительствуй этой молодой паре на выбранном пути!

Третий тост-куывд старший (фынджы хистæр) провозглашает за молодых:

«Хуыцау, табу дæхицæн! Дыууæ кæстæры (сæ нæмттæ) сæ амонд ссардтой, æмæ Ирыстоны амондджындæр чи фæци, уыдоны æмбал сæ фæкæн! Сæ кæрæдзийы уарзгæйæ зæронды бонтæм куыд фæцæрой, ахæм амонд сæ уæд!

Сыгъзæрин Уастырджи, дæ рахиз базыры бын сæ бакæн, рæстырдæм сæ здах. Фыдбылыз сæм ма ’рбауадз!

Сыгъдæг Мады-Майрæм, ацы чызг фыды фарн ма ахæссæд, фæлæ цы хæдзармæ бацæуа, уырдæм фарн æмæ амонд куыд бахæсса, бинонтæн адджын куыд уа, йе ’фсин æн хъæбулы ад куыд кæна, сыхбæстæн уарзон куыд уа, хорзæрдæм æй æмбисондæн цы хæссой, ахæм амонд æй уæд! Мæнæ ам цы æвдисæн адæм ис, уыдон-иу сæрыстырæй куыд дзурой, нæ куывдтытæ сыл æрцыдысты, зæгъгæ.

Зæдтæ æмæ дауджытæй афтæ чи загътаид, мæ ном куы ссардтаиккой, уæд æз хуыздæр арфæ ракодтаин, зæгъгæ, уыдонæн дæр табу сæхицæн, ахъазгæнæг уæнт. Нæ кувинæгтæ барст уæнт, Хуыцау сæ йæхимæ рæсугъдæй айсæд!»

Всевышний, слава тебе! Да будет тебе угодно, чтобы молодые были счастливы. Пусть живут в согласии до конца своих дней.

Золотой Уастырджи, держи их под своим правым крылом и наставляй на верный путь. Ограждай молодых от несчастий!

Пречистая Мать Мария, благослови эту девушку, покидающую родной очаг! Пусть она принесет счастье в свой новый дом, станет для свекрови дочерью, пусть будет любима соседями. Пусть собравшиеся гости гордятся в будущем, что благодаря их молитвам двое молодых соединились в счастливом союзе! Пусть помогают им все святые покровители Осетии. Да будут угодны Богу наши приношения!

После третьего тоста шафер (къухылхæцæг) просит разрешения у главы застолья (фынджы хистæр) нанести визит невесте. Жених в сопровождении шаферов (къухылхæцæг, æмдзуарджын) и провожатого со стороны хозяев отправляется в комнату девушки. У них с собой бокалы со спиртным (нуазæнтæ) и празднично оформленная коробка, в которой находится красивое платье и туфли (в них невеста облачится в день свадьбы, пока ее не переоденут в национальный свадебный наряд). Помимо традиционных подарков, будущий супруг приносит с собой обручальное кольцо для невесты и конфеты (сиахсы къафеттæ). Обряд обручения при тайном визите жениха (сусæгцыд) стали совершать не так давно.

Появление гостей не застает невесту и ее подруг врасплох, их встречают стоя. Невеста стоит в углу.

Старший шафер (къухылхæцæг) произносит:

«Мæнæ хорз чызджытæ, уе ’ппæты цардамонд дæр Хуыцау бирæ скæнæд. Абон нæ ног хойы амондæн æвдисæнтæ стут, æмæ уæ амондагур чи у, уый дæр тагъд рæстæджы хорз амонд куыд ссара, ахæм арфæ йæ уæд. Мах та æрбацыдыстæм, цæмæй нæ хоимæ базонг уæм, стæй, йæ цард кæимæ баиу кодта, уыцы лæппу дæр немæ, æмæ нæ фæнды, цæмæй йын йæ къухдарæн йе ’нгуылдзыл бакæна. Махæн та (чызгмæ йæ номæй дзуры) амондджын хо фæу, нæ сæр дæ бæрзæндты куыд хæссæм æмæ нæ-иу дæ цардæмбалимæ арæх куыд агурат, нæ цардыуаг дзæбæх цæуы æмæ нын нæ хорздзинадыл бацин кæнут, зæгъгæ, уыцы амонд нæ уæд! Чызджытæ, кæмæн куыд æмбæлы, афтæ фæйнæ нуазæны айсут, стæй сиахсы къафеттæй уæ дзыхтæ садджын кæнут».

Милые девушки, будьте счастливы! Вы сегодня стали свидетельницами счастья нашей сестры, так дай и вам Всевышний в скором времени обрести свое счастье. Мы пришли познакомиться со своей сестрой, с нами ее суженый. Он хочет одеть ей кольцо. А для нас (обращается к невесте) стань любимой сестрой, чтобы мы гордились тобой. Дай Бог, чтобы вы с мужем часто вспоминали нас по хорошим поводам. Девушки, примите наши бокалы и отведайте сладости, которые принес жених.

Девушки берут бокалы, старшая из них произносит в адрес гостей слова благодарности: «Уæ нуазæнтæ бирæ, фæлæ нуазæн дугъон бæхæй уæлдай нæу, æмæ сæ уæхимæ дæттæм» (Спасибо вам, но бокал подобен быстроногому коню, поэтому возвращаем их вам).

Подруги невесты возвращают бокалы мужчинам, которые выпивают их. В этом случае не принято класть деньги в пустые бокалы.

После этого жених с невестой по предложению шафера обмениваются кольцами.

Затем гости возвращаются к столу. Молодежь организует танцы. Жениху с друзьями не надлежит задерживаться допоздна.

Сладостями, преподнесенными женихом, угощают всех присутствующих, а также раздают их соседям. Считается, что если незамужняя девушка положит под подушку такую конфету, ей приснится суженый. Поэтому каждая из подруг невесты старается заполучить сладости от жениха.

По материалам книги Руслана Туаева «Обычаи осетин»

Наверх