После Нового года осетины издревле справляют праздник «Доныскъæфæн» (букв. «черпание воды»). К этому дню откладывали часть изготовленной на Новый год ритуальной пищи (фигурки домашних животных, людей, сельскохозяйственных орудий), заготовляли жир, сыр, зерна пшеницы или кукурузы, солод; пекли «тыппыронтæ» и т.д.

Рано утром, прихватив с собой эти яства, представительницы семей отправлялись к источнику. При этом каждая девушка старалась опередить других. Согласно поверью, покровители воды награждали благополучием ту, которая первой зачерпнула воду в праздничное утро. Произнеся слова молитвы, девушки бросали в источник кусочки хлеба, сыра, жира, головки фигурок из теста, чтобы умилостивить покровительниц водной стихии —«доны чызджытæ» (букв. «дочери воды»), игравших роль русалок. Куски хлеба, которые бросали в воду и изображения сельскохозяйственных орудий символизировали благополучие полей, а сыра, жиров, фигурок быков, коз, овец — изобилие домашнего скота. Во время процесса хождения за водой следовало соблюдать полную тишину.

После принятия христианства, в этот праздник в Дигорском ущелье и в верховьях реки Большая Лиахва священники приходской церкви совершали обряд освящения воды (оттуда и название праздника).

Занеся воду в дом, представительница семьи обращалась к домочадцам со словами благословения. Затем делила между младшими членами семьи пирожки и фигурки, кусочки которых она бросала в воду. Подросткам и детям раздавала также сохранившиеся с Нового года обрядовые и фигурные хлеба. Освященной водой умывались, на ней замешивали тесто, пили ее натощак.

Этой водой обрызгивали пол и стены жилища; ею наполняли: посуду и расходовали в течение года при разных очистительных процедурах посредством систематического разбавления в новой воде.

Христианство переосмыслило веру в очистительную силу воды, заменив, ее верой в святость освященной воды. В посуду с новой водой бросали кусок жира, чтобы жизнь семьи шла «как по маслу». Живительная сила воды должна была противостоять темным силам зла.

В основе праздника «Доныскъæфаеæн» лежит христианское крещение, в свою очередь берущее свое начало с крещения Иисуса Христа в водах реки Иордан. В сознании наших далеких предков жила вера в то, что вода — одна из важнейших для жизни природных стихий, обладала особым свойством очистить людей от всякой скверны, оберегать от воздействия злых духов. Не составляли исключение и отдаленные предки осетинского народа, у которых сильно были развиты представления о воде, как очистительной силе. Первоначально осетины почитали всю водную стихию, олицетворенную в образах «донычызджытæ». Обычай умилостивить «донычызджытæ» как на рассвете Нового года, так и в утро «Доныскъæфæн» относится к тому периоду развития культа воды, когда осетинами почиталась вся водная стихия. В представлениях осетин имеет место и мифический повелитель вод (он же покровитель рыб) — Донбеттыр.

Людвиг Чибиров: доктор исторических наук, профессор

 «Народный Земледельческий календарь Южной Осетии»

 

Наверх