Весной, после мартовского Бæлдæрæн, просыпается не только природа, но и религиозная активность жителей Алании – разворачивается традиция посещения святилищ. Тем более, что в условиях угрозы эпидемии обращение к высшим силам очень даже уместно. Месяц май является периодом, когда к святилищам заново протаптываются тропинки, затянутые прошлогодним бурьяном.
Большинство народных религиозных праздников были связаны с бытовой и хозяйственной стороной жизнедеятельности народа, однако сегодня они по большей части воспринимаются как повод для общения и веселья. Хотя с каждым разом у людей приходит осознание их сакральной сущности.
В мае природа расцветает во всем своем буйстве. И религиозные праздники проявляются во всю свою эпическую ширь. Территориальную и застольную.
1 мая в Южной Осетии празднество Лалисайы дзуары бон. Оно отмечается жителями селений Залда Цхинвальского района, а само святилище Лалисайы дзуар является покровителем фамилии Габараевых. Впрочем, в этот день праздник отмечали не только люди, верящие в божественную сущность, но и вполне себе атеисты. Не будем забывать, что 1 мая – День солидарности трудящихся – является наследником эпохи воинствующего атеизма.
Интересная особенность святилища Лалисайы дзуар: в святилище есть небольшая каменная фигурка в виде головы медведя, вставленная в каменную же основу (ступа). Так вот, если в день праздника голову медведя повернуть, то обязательно пойдет дождь. Факт проверенный многократно. Очевидно, в этом году каменный медведь был потревожен, и вся последующая неделя после праздника была дождливой.
Иногда случается, что то или иное религиозное празднество переносится на другой срок по объективным причинам. Вот и жители селения Тбет Цхинвальского района справили пиршество в честь покровителя детей Аларды неделей позже, в понедельник, 4 мая.
Кстати, о культе в честь этого божества. Обычно в каждом осетинском сельском обществе было семь святилищ. При этом номенклатура их была разная. Но святилище Аларды было обязательно в каждом ущелье. Ведь он считается божеством, прежде всего, детских болезней – оспы и кори. Именно от этих хворей больше всего умирало детей в прошлом. Поэтому его особенно почитали женщины – матери и бабушки.
Для того, чтобы болезнь отступила, мать ребенка, ее родственницы и соседки приходили с подношениями к святилищу Аларды. При этом считалось, что во время детской болезни надо проявлять радость: ведь считалось, что небожитель почтил своим вниманием ребенка, отметив его болезнью. Поэтому у его святилища устраивался небольшой пир. Полагали, что чем больше было радости, шума и веселья на подобном застолье, тем быстрее ребенок выздоровеет.
В этой обрядности существовал один необычный ритуал. После окончания застолья у святилища, мать возвращалась домой, где она должна была исполнить небольшой танец перед своим ребенком. Согласно верованиям считалось, что дух Аларды вселяется в больного и смотрит на окружающих его глазами. Таким образом, сперва небесного Аларды «кормят» подношениями, а после ублажают его взор танцем. В религиозном пантеоне осетин таким женским вниманием не пользуется ни один представитель религиозного пантеона.
8 мая религиозное празднество под названием Куарты дзуарыбон устроили в ущелье реки Проне на территории от селения Уелит и до селения Мугут Знаурского района Республики.
А 21 мая уже жители селения Дменис Цхинвальского района отметят свое главное празднество искренними молитвами, обильным застолье, сдобренным весельем в окружении друзей и знакомых. И по традиции, участники празднества не преминут помериться молодецкой силой.
Свой религиозный праздник имеют и жители столицы Республики. 24 мая обитатели городских кварталов Цхинвала поднимутся в святилище Згудеры Уастырджы, которое возвышается над восточным въездом в город. Святилище считается покровителем столицы, ведь за все время грузино-осетинского противостояния враг ни разу не смог преодолеть символическую линию, на которой стоит храм. Раньше праздник отмечали только в левобережной части города, теперь он справляется и в остальных городских районах.
Именно древностью и намоленностью святилища Згудеры Уастырджы, объясняется и почитание, которое оказывалось построенному на его месте века спустя храму. Ранее в мае месяце это празднование широко отмечалось – три недели длились праздничные дни и все три недели в Цхинвале проходила ярмарка. На большом поле у подножья святилища (сейчас это место расположения центрального стадиона и городского парка) устраивались торговые ряды, проходили скачки… Торговый оборот достигал здесь сотни тысяч рублей. Горцы привозили скот, шерсть, сыр, топленное масло, торговцы выставляли на продажу промышленные товары, зерно, ткани. А в каждое из трех воскресений празднования люди поднимались к храму на Згудерский холм.
Месяц май в народном календаре осетин носит название «зæрдæвæрæны мæй», т.е месяц, когда справляют Зæрдæвæрæн. Совпадает по срокам с православным Вознесением, хотя и имеет свои особенности. Этот день обычно отмечают в семьях, где в течение года умер кто-либо из ее членов. С утра до восхода солнца к могиле поднимается молодежь и обкладывает ее дерном. Отсюда и конструировалось название «зæртæ æвæрын» (букв. укладывать дерн). Считается, что в этот день солнце печет с большой силой, и чтобы могила не прогорела, ее нужно защитить дерном. В текущем году, согласно календарю, этот день приходится на 28 мая. К Зæрдæвæрæн пекут пироги, бывает обязательно жертвенный ягненок, пиво, другие угощения. За столом в день поминовения царит тихая печаль.
В текущем году народные праздники проходят в особых условиях, когда сохраняется угроза коронавируса. Тем более, что и у нас на юге уже диагностированы люди с COVID-19. Но едва ли стоит думать, что празднества по этой причине будут отменены. И минувший апрель со своими прошедшими датами религиозного народного календаря тому подтверждение. Было меньше чем обычно людей, но празднества состоялись. Поэтому мы лишь можем, в свою очередь, напомнить о необходимости соблюдения санитарных мер по защите вашего здоровья.
Роберт Кулумбегов, газета «Республика»
↑ Наверх