Живя в неблагоприятной для жизни горной местности, наши предки по мере разрастания семей испытывали острую нехватку пахотных земель, что способствовало их переселению в равнинные места. Тесно было и жителям села Гыццыл Гуфта, и они подыскивали для себя новые земли. В результате два с половиной столетия назад появилось село Цон. О том, как это произошло, гласит дошедшая до нас древняя легенда.

Как-то мужчины двух родов — Джиотæ и Магкотæ — вместе отправились на охоту. В дороге им повстречался какой-то невиданный зверь, который повел их за собой через семь горных хребтов. Вернуться назад было невозможно и охотники решили заночевать в глухом лесу. Наутро, оглядевшись по сторонам, они увидели, что попали чуть ли не в рай: кругом, уходя за горизонт, расстилался дивный лес, а у подножия гор простирались бескрайние поля и сочные — луга, а из-под земли били студеные источники. Лучшего места для жизни и придумать невозможно! Молча переглянувшись, странники поняли, что это именно то, что они так давно искали.

Вернувшись домой, они затосковали: прежние насиженные места им стали не милы. В один прекрасный день они встали и со своими семьями отправились в сказочную страну. Обосновавшись, поселенцы дали месту название «Цон».

Как известно, первыми в Цон перебрались Хамат Джиоев и его отец Саукуыдз, затем Теба и их родственники: Боботæ, Леуантæ, Гæбыдзатæ и Сæхæнтæ. Вместе с ними переехали и Магкотæ. Поскольку последние составляли большинство, то и первое село по Цонскому округу было названо «Магкоты хъæу» (село Магкоевых). Но вскоре они переселились на равнину. Позднее в роду Джиоевых образовались новые ветви: Доттотæ, Гарсотæ, Битастæ, Саулохтæ, Пидотæ. В Цон основным видом жизнедеятельности было и остается животноводство. Когда род Джиотæ обжился на новом месте, к ним присоединились их родственники Битетæ. Это были: Реуæзтæ, Хъæнцæутæ, Хешотæ, Таджитæ. Они обосновались чуть дальше села Магкотæ, прямо у подножия горы Тымыгдон и назвали это место «Битеты хъæу» (село Битиевых).

Спустя некоторое время сюда же прибыли и Хугатæ, основав «Хуыгаты хъæу» (село Хугаевых). Затем здесь поселились Джусойтæ и Гасситæ. Таким образом, здесь образовалось пять сел: Магкотæ, Битетæ, Хуыгатæ, Додтотæ, Цады хъæу и Хæмпæлгом.

Хотя цонцы в основном занимались животноводством, они с успехом возделывали также картофель, кукурузу, капусту, лук и другие овощи.

Есть села, расположенные в горах и выше, чем Цон, однако столько снега, сколько в Цон, нигде не выпадает: толщина снежного покрова порой достигает двух-трех метров. И тем не менее здесь все прекрасно растет и при этом очень рано поспевает.

В 50-х годах прошлого столетия в Цон насчитывалось 126 дворов. На сегодняшний день осталось всего 12 дворов, и это не может не тревожить.

В 1913 году в селе Цон открылась начальная школа. В том же году по инициативе Лади Абаева было построено здание из пяти комнат. Первым учителем тоже был сам Лади. В Цон работал известный просветитель, заслуженный учитель ГССР Карум Маргиев. Эти два человека отдали немало сил для просвещения и образования местного населения.

Неполная средняя школа в селе Цон была открыта при Советской власти. Однако были определенные трудности, поскольку, окончив восемь классов, учащимся для продолжения учебы приходилось посещать среднюю школу в отдаленных селах. Учитывая это, в 1953 году В Цон была открыта средняя школа, к чему немало сил приложила заслуженный учитель ГССР Анна Джиоева. Первым директором также была она. Если поначалу в Цонской школе работали приезжие учителя, то со временем появились и местные кадры. В разное время школой руководили: Лаврентий Джиоев, Кола Бежанов, Васил Джиоев, Федор Маргиев, Иван Джусоев, Анна Джиоева, Сергей Цховребов, Илья Гассиев, Сослан Кокоев, Роман Джусоев, Заур Джиоев, Дзагоев, Чермен Содтиев, Чермен Гаглоев, Ефим Джиоев и другие.

Из местных жителей учителями работали: Сао, Фрося, Заира, Давид, Оля, Сандыр, Гриша, Мухар, Хаджумар, Тамыр, Лида, Петр, Лео, Сограт Джиоевы, Сослан Битиев, Роман Джусоев и другие. Этих людей уже нет среди нас, но остались и те, кто ныне здравствуют: Иван, Заур, Руфин, Ефин, Яков, Серго, Кебыл, Исак, Евгения, Дарья, Надя, Варя Джиоевы, Анна Гергаулова, Полина Битиева и другие.

Среди выпускников Цонской школы много учителей, инженеров, специалистов сельского хозяйства, врачей и т.д. Люди до сих пор вспоминают добрым словом заслуженного врача ГССР Анну Джиоеву, которая всю жизнь помогала и служила людям в родном селе.

С приходом советской власти в селе Цон открылась школа по ликвидации безграмотности, благодаря которой еще в недавнем прошлом безграмотные люди научились читать и писать.

Когда в Южной Осетии активизировалось революционное движение, цонцы внесли в это дело весомый вклад. Появились профессиональные революционеры, которые боролись за свободу народа: Архип, Александр, Гега, Тембол Джиоевы и другие.

В 1925-26 гг. в селе Цон был открыт сыродельческий кооператив. До сих пор место, где оно располагалось, называют «старые заводы». Его основателем был известный революционер и общественный деятель, специалист сельского хозяйства Харитон Гассиев.

В кооператив жители сдавали молоко, а обратно получали уже сыр, что было очень удобно. Однако это длилось недолго, — в 1929 году цонцы создали колхозы. Их было всего 5: колхоз села Магкотæ, Битетæ, Хугатæ, Доттотæ и Хампалгом.

«Сыродельческий завод» перенесли в село Магкотæ. Сюда же сдавали молоко и фермы других колхозов, после чего готовая продукция в виде сыра уже отправлялась в область. Здесь работали настоящие мастера: Мате, Кола, Магрез, Герман, Гоги Джиоевы и другие. Изготовляемый ими сыр занимал первое место по качеству на всех выставках. Цонские колхозы в основном держали крупный рогатый скот, гораздо меньше — мелкокопытный. В 1950 г. все эти мелкие хозяйства были объединены в «Магкоты колхоз». Колхоз села Хампалгом отошел к Авневскому колхозу.

Председателями мелких колхозов были: Гуло, Беца, Чеко, Мате, Харитон, Кудза, Вася, Цима, Даро, Сардо Джиоевы, Сико Хугаев и другие.

В 1961 г. колхоз Магкотæ был присоединен к Тамарашенскому совхозу, а в 1963 г. он вновь отделился, преобразовавшись в Цонский молоководческий совхоз. В таком виде он просуществовал вплоть до развала Советского Союза.

В Цоне возделывали ячмень, который давал богатый урожай. Кроме того на дзалабетских землях сеяли кукурузу и фасоль, которые также давали хороший урожай.

В этих местах растет много видов диких плодов и овощей: крыжовник, земляника, голубика, черника и т.д. У села Цон протекает река Квирила, где водится много форели. В нескольких местах есть лечебные серные источники. К югу от Цон находится гора Кахыр. Когда-то иностранцы здесь прорыли тоннель. Поговаривали, что они искали здесь барит. О результатах поисковых работ трудно судить, но тоннель сохранился до сих пор. К западу, в километре от Цон, находится «Бубы лæгæт», который известен далеко за пределами здешних мест.

В 1941 г., когда началась Великая Отечественная война, защищать Родину от ненавистного врага на фронт из Цон отправились более 120 молодых мужчин, более половины которых сложили головы на полях сражений.

На фронт ушли пятеро сыновей Арчила Джиоева из села Хæмпæлгом: Исмел, Харитон, Федор, Илико, Граф. Погиб Исмел. Из пятерых братьев Хугаевых не вернулись трое: Теба, Кудзаг и Шавела. Руси Джиоев проводил на фронт троих сыновей. Погибли Елиоз и Сева. Из четверых сыновей Бето Джиоева не вернулись двое — Чикола и Борис. Погибли оба сына Мастера Джиоева — Быту и Гозо. Сложили головы и оба сына Мургу Джиоева — Гоша и Алексей. Не вернрулись с войны: Садул, Филуша, Гоциа, Беца, Васико, Гере, Цима, Петре, Местор, Кила, Саша, Теба, Кимо, Пора, Ахмат, Павле, Полите, Тарел, Яков, Илья, Гриша Джиоевы, Бишол, Чичико, Дата, Доме, Биас, Граф, Пармен, Заурбек Битиевы, Миха и Мигка Хугаевы и другие. Лекса Джусоев учился в Цхинвальском медучилище, откуда его забрали на фронт, где и погиб.

С наградами с фронта вернулись: Аким, Исак, Петре, Тембол, Кебыл, Коте, Гриша, Рутен, Сиби, Сардо, Мушкел, Дуби, Володя, Гоги Джиоевы, Борис, Беня, Елиоз, Грамитон, Васико, Года, Доме, Сиби, Мито, Алексей Битиевы, Васико, Шалико, Коте, Сосыко Хугаевы, Володя, Полите, Ясон, Жоржик, Карго, Кязо, Георгий, Евген, Тома, Джега, Умар, Сао Джиоевы и др. С многочисленными наградами и в офицерском чине домой вернулись Тембол, Рутен, Петре Джиоевы, Расти, Доме Битиевы и др.

Как мы видим, цонская молодежь внесла немалый вклад в разгром фашизма.

Стоит помнить и о том, что один из сильнейших людей в мире тоже родился в Цон. Это был Микела Джиоев. Раньше у жителей Цон был такой обычай: своих покойников они везли на исконные земли в Гыццыл Гуфта, откуда они были родом. Однако случалось так, что в непогоду, когда размывались дороги, было сложно покойника переправлять через реку Лиахва, и со временем обычай этот был забыт.

У осетин каждый род имел свою башню (мæсыг). Выстроили их в Цон и фамилии Битиевых и Джиоевых. Но со временем люди разобрали их, а материал использовали для других хозяйственных построек.

Были в Цон и прославленные охотники. Имя одного из них — Цахоя Джиоева — до сих пор вспоминают в здешних местах. Говорят, он мог с одной горной вершины до другой метко поразить зверя.

Праздновали в Цон и множество религиозных праздников. Наиболее тщательно готовились к Пасхе. За неделю варилось пиво, в каждом селе свое. Котлы были вместимостью в шестьдесят пудов. Закалывали быков. Пиршество порой длилось несколько дней. Молодежь пела, плясала, устраивала различные состязания. Приглашались также многочисленные гости из других сел.

Поскольку цонцы являются выходцами их Гуфта, они по традиции продолжают справлять «Гуфтайы дзуары бон», но под другим названием — «Къахыры дзуар». К общему пиршеству закалывают жертвенного быка или вола. Приходится этот праздник на следующее воскресенье после дня Успения Пресвятой Богородицы.

По спорным вопросам жители Цонского ущелья никуда не ездили. Здесь был свой совет, который мог и кровников примирить, и вора наказать, и разобрать проблему раздела земли. Это были Коста, Куыдзæг, Сауы, Руси, Ладимер Джиоевы, Сачино Джусоев, Ясон Хугаев, Васка и Васико Битиевы и др. уважаемые люди

Местные лекари Ладимер и Гула Джиоевы в случае необходимости оказывали медицинскую помощь.

За советом жители обращались к местным мудрецам: Дотто, Сауи, Лади, Биас, Гарсо, Нафи Джиоевым, Сачино, Васико, Васка Джусоевым, Ясону, Коте, Сико, Ванка Хугаевым и др. Их уже нет в живых, но добрая память о них осталась.

В Цон богатые залежи известняка. Из обожженной породы строились дома. До сих пор эти места называют «чъырсудзæн» (место обжига извести), «чъырыхуымтæ» (известковые поля).

Обжиг извести происходил следующим образом: выкапывали круглую яму, обкладывали в два ряда плетнем, утрамбовав пространство между плетнями землей. Спереди сооружали топку, в которой жгли дрова в течение недели. Затем заделывали топку землей и оставляли.

Как-то в Цон в сопровождении пристава и его прислужников наведались князья Мачабели. Вместе с ними был и высокопоставленный чиновник из Тифлиса по фамилии Гамбаров.

Князья заявили цонцам, что уже несколько лет они не платят пошлину, и потребовали немедленно расплатиться. Бедным жителям, у которых угнали скот, ничего не оставалось как подчиниться. Непрошеным гостям с награбленным добром пришлось заночевать на месте. Но цонская молодежь в эту ночь не спала — они обдумывали план мести.

Как только рассвело, они устроили засаду между селами Елкантæ и Ерцо. Притаивались на взгорье, и набрав побольше камней, они ждали обидчиков. Как только всадники поравнялись с местом засады, их забросали камнями. От неожиданности они даже оружие применить не смогли. Бросив скот, они еле унесли ноги. С тех пор Мачабели забыли дорогу в Цон.

Все это осталось уже в прошлом, и теперь картина в Цон совсем другая. Из 40 дворов в селе Магкота сегодня осталось всего 6; в селе Битета из 32 дворов — всего 2; в селе Хугата из 16 дворов — 2 дома; в селе Доттотæ из 15 домов осталось — 3. В Хампалгоме, где насчитывалось 23 двора, на сегодняшний момент никто не живет.

В советское время дважды в день в Цон ездил пассажирский автобус. Люди могли спокойно, без проблем решать свои дела. Но с развалом союза разрушился и умеренный ритм жизни. Все отрицательные перемены не обошли стороной и здешние места. Перестал функционировать рейсовый автобус, что создало немало неудобств. Началась миграция…

Непосредственно боевые действия в период грузинской вооруженной агрессии не затронули Цонский округ, однако от вражеских пуль погибли двенадцать местных жителей: Вардо, Земфира, Сергей, Яша, Славик, Андыри Джиоевы, братья Роланд и Ростик Хугаевы, Роман Джусоев с сыном Урузмагом, Битиев и Сергей Каиров.

Но время идет и вносит в жизнь свои коррективы. В последние годы у людей появлась надежда. Тембол Джиоев их Хампалгома основал в Цон фермерское хозяйство, в котором насчитывается более ста голов крупного рогатого скота, в основном коров. Изготавливаемый сыр сбывается на городском рынке, что во многом помогает решать вопрос обеспечения горожан продовольствием. Было бы неплохо, если бы примеру Тембола последовали и другие наши граждане, ведь в Цон просто идеальные условия для развития животноводства. Может тогда возродится былая слава Цонского округа, а в селах станет многолюдно, шумно и весело.

Джета Джиоев

Наверх