Сегодня в шестую седмицу Великого поста в храмах  Южной Осетии проходят литургии, посвященные входу Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье -Зазхӕссӕн). Праздник отмечают во всем христианском мире.

После литургии традиционно происходит освящение веток вербы прихожан, которые по традиции хранятся дома весь год и оберегают семью от неприятностей.

Вербное Воскресенье отмечается в воскресенье за неделю до Пасхи. Исполняя пророчества Ветхого Завета, Христос торжественно въехал на осле в Иерусалим, но не как царь земной или победитель в войне, а как царь, царство которого не от мира сего, как победитель греха и смерти, и народ торжественными криками, с пальмовыми ветвями в руках встречал его.

Но, так как в нашей республике не растут пальмы, в ознаменование тех ветвей, которыми иудеи, встречали Иисуса в Иерусалиме, вместо пальмовых ветвей используют ветви вербы, поэтому и называют праздник Вход Господень в Иерусалим в народе Вербным воскресеньем.

Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением его на путь крестных страданий. Это царское прославление Христа перед его смертью церковь вспоминает для показания, что страдания спасителя были вольными.

Сегодня соблюдающие Великий Пост, (даже в строгом его варианте) могут позволить себе более разнообразную пищу — можно есть рыбу, использовать растительное масло и разрешается выпить немного красного вина.

У осетин праздник «Зазхӕссӕн» Вербное Воскресенье посвящался, в некоторых местностях и ныне посвящается культу мертвых, и ранее носило название «Назуихист».

А вот как раньше наши предки праздновали «Зазхӕссӕн», об этом более подробно написано в книге «Народный земледельческий календарь осетин» Людвига Чибирова.

«Справляли «Зазхӕссӕн» семьи, у которых в истекшем году умер кто-то. Процедура празднования во многом идентична с «Лауызгӕнӕн». Накануне вечером осетины готовили необходимые постные блюда, фрукты, кондитерские изделия и напитки, заготовляли елку. Сладости и фрукты нанизывались на нитки в известном порядке, делая из них одежду и вооружение», – записано Людвигом Чибировым.

Не только «Зазхӕссӕн», но и многие христианские праздники до сих пор осетины отмечают в совокупности с обрядами и традициями предков, где особое место занимали культы, посвященные покойникам.

«Важнейшей обрядовой стороной праздника являлось украшение елки (вербы), известное под названием «алӕм». Нитками к «алӕму» прикрепляли к одежде покойника фрукты, сладости и т.д.

Для доставки «алӕм» на кладбище устраивались скачки. По итогам соревнования «алӕм» доставался победителю, остальные подарки (ружье, кинжал, плеть нож) раздавались в одних случаях другим участникам, а в других бедным. Участникам раздавались личные вещи и лошадь покойника.

Подобно «Лауызгӕнӕн», ««Зазхӕссӕн» сохранил в своих обрядах явный отпечаток родового культа предков и связанных с представлениями о смерти и покойниках, которые могут покровительствовать или вредить», – уточняется в  книге «Народный земледельческий календарь осетин» Людвиг Чибиров.

Наверх