Очень взвешенно и обдуманно подходили осетины к вопросу о выборе места для поселения, которое определялось характером местности. Вопрос этот был довольно сложным и требовал учета целого ряда жизненно важных обстоятельств, таких как близость водного источника, лесных массивов, пути сообщения, соображения стратегического порядка, безопасность местности от разливов рек, ливневых дождей, что особенно важно, от снежных завалов.

Первостепенным фактором при выборе места для поселения было наличие водного источника. Именно вокруг родника или в непосредственной близости от него с исторических времен концентрировался населенный пункт. Все наиболее известные древние поселения на территории Осетии расположены на берегах рек: Кобан, Змейская, Кударо, Тли и др.

Большое значение при выборе места для поселения в горной полосе придавалось качеству земли. В горных ущельях, где пахотная земля была очень дорога, для образования поселения отводились неплодородные каменистые участки. Пахотной земли было так мало, что, как гласила осетинская поговорка, стоимость куска земли, на которой помещался бык, была равна стоимости быка. В некоторых селениях на высокогорных плато ежегодно весною извлекали почву со дня ущелья, чтобы покрыть ею смытый дождями почвенный слой пахотного участка. В таких условиях было бы большой роскошью строить дом на пригодной для обработки земле. Из-за скудости почвы, годной для обработки, и суровости климата в горах «большая часть осетинских поселений расположена на дне глубоких горных ущелий, или на выступах гор… Угрюмые и высокие скалы, подобно громадным стенам, окружают бедные, полуразрушенные жилища и своим мрачным видом производят на непривычно­го человека самое угнетающее впечатление,» (9) — писал знаток осетинского быта Д. Лавров.

Выбрав место для поселения, осетины самым тщательным образом изучали его с топографической точки зрения, старались расположить населенный пункт на таком месте, которое бы отвечало соображениям военно-стратегическо­го порядка, безопасности от стихийных явлений природы. «Карнизы утесов, крутизны и гребни скал, безопасные от снежных, земляных, каменных завалов и сползания почвы, непригодные для обработки и менее доступные для нападения, были наиболее предпочитаемы для поселений(10). Как образно писал об этом К. Хетагуров:

Как гнезда по крутым карнизам

Необитаемых руин,

Рядами на утесе сизом,

Лепились сакли осетин.

Малейшее пренебрежение, необдуманность при выборе места для поселения в горах влекли за собой человеческие жертвы. В середине XIX в. было похоронено под снежной лавиной сел. Джинат. Все селение, состоявшее из 40 дворов было уничтожено; уцелела только одна семья, которую прикрыла скала. Такая же трагедия произошла с селом Джусойты-хъæу в Кударскомущелье в феврале 1932 г. Многие селения Южной Осетии зимой 1988 г. оказались похороненными под селевыми потоками.

В целях самообороны высокогорные селения располагались на таких выступах и отрогах, до которых трудно было даже добраться, они представляли собой неприступные крепости. Следовательно, соображения защиты от вражеских набегов, от столкновения с враждебными фамилиями принимались во внимание при образовании селений. Такие селения были характерны для узких горных ущелий. Бассейны рек заселялись более компактными массами в нижних и средних течениях.

Ориентация селения по сторонам света находилась в прямой зависимости от ориентации склонов, на которых оно строилось. Осетины стремились к тому, чтобы структура села органически вписывалась в окружающую природу, чтобы дом максимально отвечал санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.

В горной Осетии дом, как правило, располагался фаса­дом к нижней части склона. В подавляющем большинстве случаев для жилого дома выбирали южную ориентацию, хотя встречается и восточная, юго-восточная позиции. При южной ориентации рационально используются солнечные лучи внутри помещения на протяжении целого года. Она дает минимум радиации в летние и максимум — в зимние месяцы.

Источники:

9. Лавров Д. Заметки об Осетии и осетинах//ППКОО, кн.4,с.39-40.

10. Коста Хетагуров в Собр. соч., т.4, с.315

Л. А. Чибиров, «Осетинский аул и его традиции»

Наверх