Символом оформления независимого статуса государства, помимо прочих атрибутов, является позиционирование на политической карте мира. Именно визуальный абрис нового государства, наполненный оригинальной цветовой гаммой, становится свидетельством новой геополитической реальности и бесценным подарком для граждан его населяющих.
Вскоре после войны августа 2008-го года и признания государственной независимости Южной Осетии и Абхазии, Российское федеральное агентство геодезии и картографии (Роскартография) издало новые политические карты мира, на которых данные кавказские республики были окрашены в цвета, отличные от цвета Грузии и обозначены столицы новых государств — Сухум и Цхинвал. К тому времени данные названия уже употреблялись при официальной переписке.
В Тбилиси по этому поводу пошумели, пошумели и затихли. Правда, время от времени были и рецидивы. К примеру, Парламент Грузии в прошлом году зарегистрировал законопроект, согласно которому составление карты с нарушением территориальной целостности Грузии становится уголовно наказуемым преступлением. Также запрещено «распространение, рекламирование, реализация, ввоз или вывоз из Грузии издания напечатанной карты, составленной с нарушением территориальной целостности Грузии или иного продукта, содержащего такое изображение». Словом, решения, рассчитанные исключительно на местного избирателя.
С другой стороны, нервозность грузинской стороны понять можно, ведь с каждым днем новая реальность, в которой Государство Алания и Республика Абхазия являются субъектами международного права, все очевиднее. А факт выделения на карте мира РЮО в отличный от Грузии цвет – всего лишь формальность, отражающая статус-кво.
Помнится, аналогичная истерия в Тбилиси была, когда здесь познакомились с иллюстрациями к детской Библии (1990), выпущенной Стокгольмским институтом перевода Слова Божьего. Тогда тоже грузинских националистов била мелкая дрожь, когда они рассматривали карту древнего мира, где не были указаны грузины. Армяне были, аланы были, а вот грузин — не было. «Осетины перекупили шведов!», – был тогда вынесен однозначный вердикт в Тбилиси.
Впрочем, сегодня грузинские картографы и их западные сторонники по-прежнему включают не принадлежащие Грузии территории в абрис грузинского государства. Но это уже фантомные ощущения, подобно тому, как человек, потерявший конечности, еще долгое время не теряет ощущения целостности ноги или руки. Так же и в Турции сегодня еще «рисуют» на своих картах армянские и грузинские земли. Разница лишь в том, что исторически юг Алании Грузии никогда не принадлежал. Скорее, наоборот. И в отличие от часто покоряемой, традиционно вассальной Грузии, Осетия-Алания всегда оставалась непокорной. Понятно, что вхождение Осетии в состав царской, а после советской России и последующие внутридержавные административные деления – это совершенно другое, хотя именно тогда, благодаря картографам из Тбилиси, Осетия под шумок всепоглощающего «братства народов» постепенно потеряла немало своих территорий. Кстати, грузинской болезнью заражены и их «друзья по разуму», националисты Ингушетии, которые периодически пририсовывают к территории своей республики Пригородный район РСО-Алании и часть города Владикавказ. Такие вот элементы топографической войны, оторванные от реалий.
Кстати, здесь бы хотелось высказать одно неприятное наблюдение: грузинские вина, которые все еще присутствуют на российском рынке с изображениями карты Грузии на этикетке, где по-прежнему РЮО и Абхазия в границах этого государства. На это надо обратить внимание! Куда вернее было бы принимать грузинскую экспортную продукцию только с изображением карты де-факто. Исходя из признанных самой же Россией геополитических реалий.
Между тем, на политической карте мира на сегодня существует около 120 государств с особым статусом, которые провозглашены на территории почти 60 стран. Некоторые из них существуют де-факто, но де-юре не признаны в полной мере международным сообществом, некоторые, наоборот, признаны, но не имеют собственной территории (яркий пример – Палестина), некоторые же признаны лишь отдельными странами или региональными организациями, где имеют свои представительства.
В Азии насчитывается более 40 таких государств с особым статусом на территории 20 стран. Самыми известными являются Турецкая Республика Северного Кипра (в северной части Кипра), Тайвань, Тибет (на территории Китая), Азад Кашмир, Манипур, Халистан (в Индии), Тамил Илам (в Шри-Ланке), Белуджистан (в Пакистане), Ириан Джайя (в Индонезии), Курдистан (на территории Сирии, Ирака, Ирана, Турции).
В Европе очагов движения самоопределения также не мало, их около 30 и находятся они на территории 16 стран. Самыми известными являются Северная Ирландия (Ольстер) в Великобритании, Страна Басков (на границе Испании и Франции), Каталония (Испания), Государство саамов в Финляндии, Швеции и Норвегии, самопровозглашенные государства на Балканском полуострове.
В Африке насчитывается около 15 самопровозглашенных государств. Как правило, они возникают в компактных этнических ареалах, на территориях, богатых природными ресурсами. Сахарская Арабская Демократическая Республика, Южная Сахара, Шаба (Катанга),Горнорудное государство Южное Касаи,Сомали-ленд, Биафра,Огониленд,Кабинда, автономный район Путленд. Расцвету движений самоопределения в Африке во многом способствовали колониальные государственные границы, разделившие естественные ареалы проживания племен.
…Жизнь берет свое, и ситуация в мире меняется с поразительной быстротой. Распадаются искусственные государственные образования, рушатся границы, меняются очертания этнических территорий. Так что в ближайшее время политические карты надо будет перетасовывать куда сноровистее, чем игральную колоду в казино. По большому счету, мир находится в стадии центробежных тенденций, все непонятно, тревожно и непредсказуемо. Но очевидно только одно – картографы мира не останутся без работы. Даже вполне возможно, что выходящие периодически в Турции карты, где Грузия обозначена как «Гюрджистанский вилайет», могут оказаться пророческими… Если, конечно, Россия вновь не вступится. Хотя, опираясь на историю и извлекая уроки, надеемся, что желание сохранения мнимой грузинской государственности уже не будет. И тогда, скажем, Джавахетия вернется дружественной Армении, а Тырсыгом и территории до Мцхета «материковой» Осетии. И справедливость восстановится. Как говорится, ничего личного. Вам кажется все это фантастикой? Так ведь в независимость Ирыстона в свое время тоже многие не верили…
М.Багаев, газета «Республика«
↑ Наверх