Бынаты æхсæв — один из древних национальных праздников отметят в Осетии с 12 на 13 января
Нас окружает много неизвестного и загадочного. Для человека в более ранние исторические времена это были духи и ангелы, для современных людей– инопланетяне. Но есть представления, которые сохраняются тысячелетиями. Это вера в Домового, покровителя человеческого жилья. Отметим, что далеко не последние люди в этом мире признавали существование домашнего духа – это и художник Леонардо да Винчи, и ученый Исаак Ньютон, и поэт Александр Пушкин, и композитор Григ, и математик Софья Ковалевская, и сказочники братья Гримм… Понятно, что последним сам Бог велел, однако, и современные исследователи паранормальных явлений убеждены – домовые существуют.
Существует у домовых и свой день. На Западе его обычно отмечают в ночь с 9 на 10 февраля, при этом любая ночь этого месяца у них считается магической. Существует также поверье, что в доме одинокого мужчины живет домовой мужского пола, а в доме женщины – женского (но облик могут менять). При семье живет семейство домовых (на кухне, в кладовой, в сарае), а когда люди обзаводятся детьми, появляются и домовята.
Устойчивая вера в домового существует и у осетин. Празднуют его как жители сельской местности, так и горожане. Это можно понять уже по тому, как бойко раскупаются горожанами петухи в день, когда необходимо провести обряд задабривания домашнего духа.
У осетин домовой зовется «Бынатыхицау», буквально «Хозяин места». Если вы хотите задобрить хранителя домашней ауры, то можете делать это каждую неделю, в ночь со вторника на среду. Эта ночь называется «Бынатæхсæв» (букв. «Ночь места»). Но главная ночь привечания домового бывает между Цыппурс (поминания мертвых) и Новым годом по старому стилю. Раз в десятилетие она даже приходится на старый Новый год. Тогда происходит коллизия, по причине которой ваши гости могут остаться без ужина. Ведь угощения, готовящиеся для «Бынатыхицау», могут пробовать только домочадцы.
Время домового – ночное время суток, именно тогда он проверяет порядок в доме, оценивает усердие хозяйки. Если же он чем-то остается недовольным, то шумит, разбрасывает вещи и обиженным уходит к себе. И эта процедура повторяется из ночи в ночь. Если же хозяйка не делает выводов, то «Бынатыхицау» приступает к более радикальным мерам. И тогда спящие члены семьи могли получать во время сна пощечины и тумаки.
«Бынатыхицау» обитает в женской половине дома, в современных домах в правом от входа углу. Хозяйка может и сама определить ему место обитания. Это может быть укромный уголок в шкафу, на антресолях. Жить он должен в деревянной шкатулке или пенале, выложенными ватой с цветными бусинками. На древность этого верования у осетин указывает и то, что подобные шкатулки были обнаружены археологами в аланских погребениях Северного Кавказа VII – XII вв. и в более поздних склепах.
В представлении осетин Домовой бывает в мужском и женском обличии, в первом случае это дух спокойный и добрый, а вот во втором (чаще в образе старухи) – злой и суетливый. Кстати, уходя из дома замуж, девушка, как правило, прощалась и с домовым, а приходя в новый дом невесткой, заручалась покровительством домового в новой семье.
Как мы уже отмечали, главной ночью чествования «Бынатыхицау», бывает в ночь со вторника на среду. В это время закалывали жертвенное животное – черного петуха или черного козленка. Впрочем, сегодня режут петуха любой расцветки. Жертву варят целиком, но печень и сердце обжаривают отдельно.
Сам обряд. Когда стемнеет, домочадцы собираются у праздничного стола, глава семьи обращается к «Бынатыхицау» с просьбой оберегать семью и домашнее имущество. При этом Стыр Хыцау не упоминается. Ведь считается, что Домовой все же сила темная. После небольшой молитвы члены семьи должны погасить во всем доме свет и выйти на улицу (либо на балкон или лестничную площадку). Считается, что Домовой за это время отсутствия домочадцев должен угоститься подношениями.
Через короткое время домочадцы возвращались обратно и приступали к вечерней трапезе. Жертвенным мясом могли лакомиться только члены семьи, если же к ним забредал нежданный гость, то ему готовили отдельную еду. Поэтому люди, зная о празднике, в этот день старались не ходить в гости друг к другу.
Члены семьи и особенно старшая хозяйка старались всячески обхаживать «Бынатыхицау». Но иногда семья переезжала на новое место. Если домовой был с покладистым характером, то его старались переманить с собой. Для этого хозяйка, стоя на выходе из старого дома, сыпала на порог сахар, приговаривая: «Бынатыхицау, пошли с нами, будет тебе сладкая жизнь и уважение!».
Обычно «Бынатыхицау» невидим, его проявление определяется экстраординарными событиями. Но иногда он появляется, чтобы сообщить что-либо важное хозяйке дома. Как рассказывает одна из жительниц Цхинвала, во время артобстрелов в августе 2008 года ей явился домовой. Она сидела в подвале дома и вдруг перед ней предстала давно умершая старушка из их селения, которая посоветовала срочно покинуть дом. Через некоторое время дом был разрушен прямым попаданием реактивного снаряда «ГРАД». Главное здесь то, что домовой явился в образе знакомого человека, чтобы слова были более убедительны.
Домового можно увидеть и в обычной ситуации, правда, это удается сделать периферийным зрением и чаще всего в частных домовладениях, где тому есть где развернуться… Разумеется, ваше дело – верить или не верить в домовых, признавать эту реальность или напрочь отрицать. Но даже если бы домового не было, его следовало бы выдумать. Ведь он – отражение наших мечтаний о том, чтобы кто-то хранил и охранял, берег покой и был «хозяйской рукой». Вы и ваш домовой – два сообщающихся сосуда. В Англии домового «Брауни» кличут «Я – сам!». Потому и относятся к нему почтительно: хочется же жить в ладу с самим собой… В Домового, конечно, можно не верить. Только не выражайте свое неверие громко и демонстративно. Иначе проблем в доме не обернетесь.
Источник: газета «Республика»
↑ Наверх