Государственный академический театр им. В. Тхапсаева Северной Осетии представил на суд югоосетинских театралов оригинальную постановку спектакля «Очаг предков» Г. Хосроева.
На сцене разворачиваются события, касающиеся родословной осетинской семьи. Необычность постановки состоит в том, что поочередно перед зрителем предстают пока картины из современной жизни семьи Бибо (глава семейства), а затем — хроникальные отрывки из жизни предыдущих поколений, в виде воспоминаний домового (Бынаты хицау).
Представление можно назвать и исторической драмой, и эпохальной притчей. Действия охватывают исторические события аж трех веков: XIX века, когда происходило массовое переселение осетин в Турцию, Октябрьскую революцию 1917 г., Великую Отечественную войну 1941-194 5гг. и современную реальность.
В пьесе затрагивается много актуальных, даже наболевших тем для Осетии. Прежде всего, это плохое знание родного языка, или, скажем так: знание не на должном уровне. В спектакле эта мысль четко выражена фразой: «…Когда турецкие осетины вернулись на родную землю, оказалось, что они разговаривали на красивом осетинском языке, а местные осетины общались либо на русском, либо на искаженном осетинском, перемешивая в своей речи слова из других языков».
Освещается в постановке и вечная тема отцов и детей, через призму взаимоотношений Бибо с сыном — Аланом.
Касается спектакль и тонких вопросов веры. Много веков назад осетины приняли христианство, но сравнительно небольшая часть народа — мусульмане, в ХIХ веке переселившиеся в Турцию.
Но, главная мысль постановки, выраженная в форме метафоры — это сохранение очага предков. Вокруг конкретной семьи переплелись все сюжетные линии, которые достигают кульминации, оказавшись перед проблемой угасающего домашнего очага. В действительности, спектакль носит глубокий смысл — самосохранения малого народа, осетинской нации.
Пьеса ставит актуальные вопросы для современного общества, особенно молодежной среды. Она пробуждает самые светлые чувства, такие как любовь к родине, сохранение традиций нашего народа и уважение ко всему, что связанно с очагом предков.
То, что достижения современной цивилизации привлекают молодежь — ни для кого не является секретом. Настораживает, а то и пугает не то, что нам несет прогресс, а то, что часто происходит подмена ценностей.
Кроме того, в жизни малочисленного народа становится проблемой тот факт, что многие представители молодежи, получив высшее образование за пределами Осетии, уже не возвращаются на родину. Между тем, именно они могли бы внести свой вклад в развитие и процветание своей нации. Для нас, осетин, каждый индивидуум имеет весомое значение для будущего Осетии.
Режиссер-постановщик пьесы заслуженный артист РФ, лауреат премии им. К. Хетагурова Тамерлан Сабанов — многогранный и талантливый человек. Он и актер, и преподаватель Северо-Осетинского Государственного университета на факультете искусств, и прекрасный режиссер-драматург, у него много блестящих постановок: «Богатый дом», «Дикарка» и другие.
Хотелось бы наших читателей познакомить и с автором пьесы — драматургом Григорием Хосроевым, и историей постановки данной пьесы. Со слов заслуженного артиста РСО-Алания Владимира Кумалагова, исполняющего одну из главных ролей в спектакле – Бибо, нам стало известно, что «Григорий Хосроев – относительно новое имя в осетинской драматургии. «Очаг предков» — это первая его пьеса, которую он буквально принес к нам в театр и показал ее режиссеру Тамерлану Сабанову. Пьеса понравилась всем, режиссер поработал над ней, внес некоторые изменения, небольшие корректировки добавили и артисты. Однако, конечным результатом автор остался доволен.
На сегодняшний день по сценариям Г. Хосроева сняты уже и художественные фильмы: «Гость» и «Упрямец» (режиссер Т. Бутикашвили)».
Мадина Бязрова
↑ Наверх