«Куадзæн» — Пасха – один из самых замечательных и чтимых праздников у осетин. Термин «куадзæн» происходит от «ком уадзæн» и буквально означает «отпускание рта», что соответствует христианскому содержанию праздника — разговению.
К «Куадзæн» готовятся заранее: варят пиво, мясо, готовят куличи, различные пироги. Почетное место на столе занимают яйца: их красят в разные цвета, отваривают, солят. При этом в недавнем прошлом было традицией готовить не только еду и питье, но старались обновить одежду.
В ночь на пасхальное воскресенье юноши и мальчики собирались вместе и ходили по домам, распевая песни. Обойдя дворы и собрав яства (редко кто отказывал им давать подарки), они делили их между собой, затем дружно их съедали и расходились. При этом колядники (участники святочного обряда) надевали на себя разные лохмотья (в более ранние периоды возможно и маски), чтобы их не узнавали при подворном обхождении. Отголоски этой традиции сохранились и в наши дни. Детвора собирается и с песнями и прибаутками обходит соседей и собирает сладкие подарки и крашенные яйца.
Поскольку Пасха у осетин является еще и праздником поминального характера, то в первую очередь шли в семьи, которые в течение года потеряли кого-то из близких, чтобы поддержать, обнадежить их.
В этот вечер члены семьи старались провести вечер вместе, объясняя это тем, будто Христос в эту ночь спускался с неба и показывался счастливейшему из людей.
В целом осетинский «Куадзæн» не значительно отличается от прославленной пасхи, хотя, на празднике «Куадзæн» отразились и следы раннего знакомства осетин с христианством. Это отличие заключается в раздвоении его содержания, в чисто практическом характере молитв, обыкновенно сводящихся к просьбам об изобилии в доме, об урожае, о здоровье. Данное явление может служить иллюстрацией слияния дохристианских и христианских праздников и образования на этой основе синкретических форм.
Более развернутую информацию о том как традиционно в Осетии готовятся к «куадзӕн» можно найти в книге профессора Людвига Чибирова «Народный земледельческий календарь осетин».
«День праздника начинался тем, что члены семьи приветствовали друг друга словами «Христос воскрес!» и, получая от хозяйки яйцо, разговлялись (ели скоромную пищу в первый раз после поста). Вслед за этим начинались взаимные приветствия соседей, родственников. В местах, где имелись служители культа, жители разговлялись в церквах», — пишет Л. Чибиров.
В понедельник христиане снова готовят пасхальные куличи, красят яйца, традиционные три пирога («мӕрдты куадзӕны») и направляются уже на кладбище поминать родственников.
Но, важно знать, что оплакивать при этом покойных нельзя, так как в этот день мы делимся радостью Воскресения Христа с ними. У могилы надо три раза произнести Христос Воскрес и с порога прокатить яйцо к могиле и зажечь свечи.
Алина Бестаева
↑ Наверх