16 октября Новый музей в Санкт-Петербурге открывает персональную выставку «Власть цвета» народного художника Южной Осетии и заслуженного художника России Ушанга Козаева. Картины Козаева экспонировались во многих городах мира — Москве и Гамбурге, Токио и Пекине, в Мадриде, Цхинвале и Владикавказе. В Санкт-Петербурге творчество Ушанга Козаева столь масштабно будет представлено впервые — около 50-ти живописных композиций, в том числе, и написанных недавно.
Козаев очень открытый и жизнерадостный человек. В его работах живет солнце, воздух, небо и горы Южной Осетии.
— Ушанг, расскажите, как и когда к Вам пришло решение стать художником?
— Я родился и вырос в селе Думастур Ахметского района Грузии. Меня с детства окружала необыкновенная красота этих мест. Oчень рано, в четыре года мне захотелось рисовать цветными карандашами. В 1956 году они стоили дорого. Отец понял серьезность моих намерений и купил мне набор из 12-ти цветных карандашей. Это был праздник для меня. Я рано стал чувствовать и мыслить цветом. Можно сказать, что интерес к живописи начался с интереса к цвету.
— Что именно рисовал маленький мальчик цветными карандашами?
— Солнце Осетии – желтое и яркое, и прекрасную природу.
— Как отнеслась ваша семья к решению стать художником?
— Моя мама не хотела, чтобы в семье был еще один художник (старший брат Заур Козаев — профессиональный художник, ныне директор художественного училища в Цхинвале). Но я твердо решил после школы поступать в училище. Я рассматривал и изучал рисунки брата. Именно ему я обязан становлению себя как живописца. Заур не влиял на принятие моего решения. Он наставлял быть самим собой и «слушать только свое сердце».
— Что подсказало Вам сердце?
— Сердце подсказало, что источник моего вдохновения — горы. Когда я долго не бываю в горах, то становлюсь словно опустошенным.
— У моего брата Заура Козаева после окончания Академии Художеств в Тбилиси была стажировка в Санкт — Петербурге. Когда я приехал в этот город , то первым делом пошел в Эрмитаж. Картины старых мастеров потрясли меня. Ощущение, что в живописи сделано уже все не покидало меня, пока я не вернулся домой. В горах я понял, что есть образы, которые могут по- новому зазвучать в моей живописи.
— Как дальше складывалась ваша творческая жизнь?
— Я закончил художественное училище имени Туганова в Цхинвале в 1975 году. Тогда же решил поступать в Академию Художеств в Тбилиси. И как раз в это время вышло постановление об обязательной трехлетней практике для студентов средних художественных училищ. Мы с друзьями очень расстроились. Вышли на мост через реку Кура и выбросили свои рисунки в воду. Три года ожидания молодым ребятам казались вечностью. Я сказал себе — « За три года я стану художником». Так началась моя практика учителем рисования в селе Рук. Я писал пейзажи родных мест и работы, выполненные в манере подражания народному искусству и посылал их в Грузию на республиканские выставки.
— Какой момент в вашей биографии можно считать поворотным?
— Это был 1977 год. В Цхинвал из Москвы приехала группа искусствоведов. Их целью было посетить мастерские и найти одаренных молодых художников. В мастерской моего брата группа специалистов заметила и мои работы. Тогда я был приглашен на Сенеж, во Всесоюзный Дом творчества в город Солнечногорск Московской области. Мне было 25 лет , а на Сенеж приглашали только художников, имеющих высшее художественное образование. Я был исключением из этого правила.
— Какая атмосфера была на Сенеже?
— Деловая и дружеская. Сенеж – своеобразная творческая лаборатория 70-ых годов. Это время предъявляло свои требования к искусству. Шел поиск новых форм и тем. Нам — живописцам и графикам дали полную свободу творчества. На Сенеже я познакомился с Натальей Назаренко, Татьяной Нестеровой, Владимиром Брайниным, Николаем Мухиным (ныне народный художник России, академик РАН). Мы радовались удачам друг друга. Каждый месяц комиссия смотрела наши работы и активно обсуждала с нами и успехи и неудачи. Это была конструктивная критика.
Я был на Сенеже 15 раз. Учился и становился самим собой. Это бесценный опыт. Можно сказать, что я продолжал работать в примитивизме. Такие работы высоко ценил Степан Дудник — профессор,заслуженный художник РСФСР, Олег Вуколов – ныне народный художник РФ. В последние годы пребывания на Сенеже в моем творчестве стали появляться картины, выполненные в экспрессивной полуфигуративной манере. Так, постепенно я начинал осваивать мир неакадемической живописи.
— Среди ваших выставок есть такая, которая вам дорога, которую вы выделяете?
— Да. В 1988 году была выставка – «Мир и война глазами художников» — первая совместная выставка СССР и ФРГ, на которой были представлены работы мастеров двух стран. Она проходила в Государственном Эрмитаже и в ГТГ. Моя работа « Дождливое ущелье» выставлялась рядом с картиной Верещагина « Апофеоз войны». Эта выставка запомнилась особенно. Если говорить о военной теме , то самой первой работой, своеобразным предчувствием большой беды для Осетии стала картина — «Миссия –фашизм»(1985 года).
Позже в работе 1993 года « Посвящается войне» появляется тема взрыва. Образы взрывов и схода лавин становятся знаковыми в моем творчестве. Человеку, который участвовал в боевых действиях писать взрывы — это только формальное исполнение темы в абстракции.
— Ваше обращение к триаде цветов осетинского флага не случайнo?
— Нет, не случайно. Три цвета осетинского флага — белый — символ моральной чистоты, красный — воинской доблести и желтый – благодати. Три главных опоры, на которых держится общество. Это не просто дань традиции. Так же как и очертания гор, присутствующие в большинстве моих картин,которые являются одним из главных компонентов герба Древней Осетии.
— Эстетика абстракции предполагает различные приемы работы с красками и материалами.Что предпочитаете Вы?
— Я люблю растекающуюся краску, спонтанные разводы. Использую офсетные краски -они горят внутренним цветом и имеют необычный блеск. Из материалов предпочитаю картон. Он хорошо впитывает цвет.
— Как зрители воспринимают ваши работы?
— По-разному. Зависит от опыта смотрения современного искусства. Зрители разные и реакции разные. Но однозначно зрители получают позитивные эмоции.
— Если вспомнить художников не современников, а из истории мирового искусства, кто-то оказал влияние на Вас?
— Эль Греко. Более всех художников люблю Эль Греко. Художника, у которого каждая работа живет своей таинственной жизнью. Экспрессия и жизненная сила полотен Эль Греко притягивает.
Еще для меня пример высочайшего владения ремеслом и преданности искусству — великие итальянские художники эпохи Возрождения.
— Есть ли у Вас хобби?
— Да. Это коллекционирование старинного оружия. На первый взгляд кажется, что это не связано непосредственно с профессией художника, но это тот предметный мир, которым я себя окружаю.
— Можно сказать, что и сегодня, главная ваша тема – это Осетия, ее традиции, история и жизнь? Об этом говорят и циклы 2010 года «Рождения нартов»
— Да. Думаю что это именно так. Я нашел свои выразительные средства, соответствующие характеру моего восприятия мира. До сих пор главный источник моего вдохновения –горы и та любовь, которая окружает меня в жизни, любовь родных и близких людей.
↑ Наверх