Юрист – одна из самых востребованных профессий не только в Республике Южная Осетия, но и практически во всем мире. Ведь юрист может оказывать гражданам правовую помощь и юридические услуги по различным делам в области права (уголовным, гражданским, налоговым и т.д.).

Исполняющая обязанности Министра юстиции Марина Бестаева рассказала нашему корреспонденту о роли данного ведомства в жизнедеятельности государства, а также о многих других вопросах, касающихся международного права, работы исправительной колонии и т.п.

Не могли бы Вы рассказать о деятельности Министерства юстиции РЮО в целом?

— Министерство юстиции РЮО является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности – в сфере совершенствования законодательства, регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций, регистрации актов гражданского состояния, судебно-бухгалтерской экспертизе, адвокатуре и нотариату, обеспечения установленного порядка деятельности судов, исполнения судебных актов и актов других органов, исполнения уголовных наказаний, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и многое другое. В целом министерство работает стабильно по всем закрепленным за ним направлениям.

Какая работа проводится Министерством юстиции по совершенствованию законодательной базы Республики Южная Осетия?

— Органы исполнительной власти наделены полномочиями по разработке законов, отнесенных к их ведению, а подзаконные акты конкретизируют положения того или иного закона. Все проекты нормативных правовых актов поступают в наше ведомство на правовую экспертизу. Наша задача проверить их на соответствие, прежде всего, Конституции и законодательству Республики Южная Осетия.

Непосредственно экспертизой нормативно-правовых актов занимается Отдел законодательства правового информирования и внешних связей Министерства юстиции РЮО.

Сколько молодых специалистов было принято на работу в Ваше ведомство за последний год?

— За последний год мы приняли троих молодых специалистов в Исправительную колонию и одного – в Службу судебных приставов.

Проводятся ли в стенах Министерства юстиции стажировки и учебные практики студентов?

— Студентам юридического факультета нашего ВУЗа, по мере их направления к нам, мы не отказываем в прохождении практики и знакомим со структурой и спецификой работы нашего ведомства.

Не могли бы Вы сказать о зарегистрированных неправительственных организациях и общественных объединениях? Сколько их на сегодняшний день и ведется ли мониторинг Министерством их деятельности?

— На сегодняшний день у нас зарегистрированы 232 некоммерческие организации (НКО), в том числе 14 политических партий с 70 региональными отделениями, 1 религиозная организация с 6 приходами и, соответственно, 141 НКО различных организационно-правовых форм.

Отдел регистрации некоммерческих организаций последние два года работает над выявлением действующих НКО. В адрес организаций, не отчитавшихся о своей деятельности два и более раза, направляются письма. На те организации, которые игнорируют наши требования, составляются заявления в суд о их ликвидации. Напомню, что все НКО ежегодно обязаны в срок до 15 февраля года представлять в Министерство юстиции РЮО сведения о своей деятельности. На сегодняшний день ликвидировано по решению суда 10 НКО.

Наряду с этим, у нас интенсивно проводятся плановые и внеплановые проверки. В настоящее время проверяется деятельность трех некоммерческих организаций.

Сколько политических партий на сегодняшний день соответствуют требованиям Закона РЮО «О внесении изменений в Закон Республики Южная Осетия «О политических партиях»?

— На сегодняшний день идет проверка персонального состава членов политических партий. Предварительные данные показывают, что в их составе есть так называемые «двойники», т.е. лица, состоящие параллельно и в других партиях. В составе некоторых политических партий выявлены и «мертвые души», однако их количество незначительно и не влияет на общее требуемое число членов партии (500 человек). Проверка продолжается, она еще не завершена, о результатах говорить пока рано.

Расскажите, пожалуйста, о кадастровом учете земельных участков в Южной Осетии.

— Для того, чтобы создать реестр о недвижимом имуществе и правах на него, включающий в себя сведения о земельных участках, потребовалось много усилий, средств и времени. Мы над этим работали с 2011 года и, наконец, 18 ноября 2015 года наша программа была введена в промышленную эксплуатацию. Эта работа имеет целью обеспечить контроль со стороны государства за кадастровым учетом объектов недвижимости и распределением земельных участков.

Каждый житель республики, совершающий сделку с недвижимостью должен единожды пройти процедуру кадастрового учета. Это означает, что наши землемеры, с выходом на место, замеряют участок специальным GPS-приемником и переносят изображение земельного участка на карту Республики Южная Осетия.

14 октября 2014 года в Министерстве юстиции Российской Федерации состоялись переговоры между Министром юстиции РФ и Министром юстиции РЮО, в ходе которых были подписаны важные документы «О взаимной правовой помощи по уголовным делам» и «О передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы». Не могли бы Вы рассказать, как действуют подписанные документы? 

— У нас уже есть лица, переведенные для отбывания наказания в Республику Южная Осетия в соответствии с этим Договором. Схема действия Договора такова: осужденный на территории РФ (гражданин РЮО) либо его законный представитель письменно обращается в Администрацию учреждения по месту отбывания уголовного наказания или в суд, вынесший приговор, и просит перевести его для дальнейшего отбывания наказания в Республику Южная Осетия. Отмечу, что если у осужденного есть непогашенный гражданский долг, то таким лицам мы отказываем в переводе. У нас нет возможности обеспечить исполнение гражданско-правового долга осужденного.

Что насчет легализации югоосетинских документов в РФ. Известно, что некоторое время назад существовала проблема непризнания документов, выданных государственными нотариусами нашей республики. Как обстоит эта ситуация сейчас?

— Согласно общепризнанным нормам международного права документы, составленные в пределах юрисдикции одного государства, применяются на территории другого государства только при условии их соответствующего удостоверения в установленном порядке. Существует два способа такого удостоверения – консульская легализация и проставление апостиля.

Апостиль проставляют участники Гаагской конвенции и, если документ исходит или предназначен для страны, которая не является участницей Гаагской конвенции, то процедура проставления апостиля недопустима и, для легализации документа, придется пройти процедуру консульской легализации. Республика Южная Осетия не является участнице Гаагской конвенции.

Дополнительно могу сказать, что легализация документа не требуется, если учреждение, в которое планируется представить документ, не требует его легализации.

Надо отметить, что в последнее время участились случаи обращения наших граждан за легализацией документов, вывозимых в Северную Осетию-Аланию.

В каких условиях содержатся заключенные Южной Осетии? Проводятся ли мероприятия по улучшению их содержания?

— Наша Исправительная колония-1 УИН МЮ РЮО не соответствует требованиям, предъявляемым к учреждениям подобного типа. По этой причине режим отбывания наказания и многие другие требования «Уголовно-исполнительного кодекса РФ», действующего на территории РЮО не соблюдается.

Но могу сказать, что отопительная система с помощью Красного Креста установлена и работает исправно, питание в колонии хорошее – трехразовое, медицинскую помощь отбывающие наказание получают своевременно.

И в продолжение темы, расскажите, пожалуйста, о заключенных, которые были переведены из тюрем РФ в ИК-1.

— Буквально две недели назад мы приняли одного осужденного, переведенного к нам из Российской Федерации.

Всего в Министерство юстиции РЮО подано 23 заявления от осужденных, отбывающих наказание на территории РФ, с просьбой о переводе в Республику Южная Осетия для дальнейшего отбывания наказания. Четверым из них судами РФ отказано в переводе в РЮО по разным причинам. Также, пока рассматривался вопрос о переводе, двое из заключенных были освобождены в связи с истечением срока отбывания наказания.

Ваши пожелания всем юристам Южной Осетии — людям, чья профессия остается столь востребованной. 

— Мои пожелания всем юристам – высоко нести звание юриста, строго соблюдать букву закона, постоянно работать над повышением профессионального уровня, а это подразумевает регулярную работу над собой, и конечно желаю здоровья, счастья, благополучия и всех земных благ!

Инна Кочиева

Наверх