История нашей страны состоит не только из событий вооруженного противостояния внешним силам, внутренних раздоров и политических пертурбаций. В канву сменяющихся эпох вплетены и факты из повседневной жизни простых людей: рождение и смерть, радости и переживания, любовь и верность, мелочи быта и жизненные свершения. Обо всем этом в нашей новой рубрике – повседневная жизнь жителей края в исторической перспективе.

В череде будней у жителей юга Осетии были яркие и желанные эпизоды – время обильных пиршеств. Поводов для устройства праздника было достаточно: дзуар-бонтæ, пиршества в честь рождения мальчиков, призыв в имперскую армию и благополучное возвращение после отбытия воинской повинности, свадьбы, счастливое избавление от несчастного случая…

Если населенный пункт был большим, то могло случиться так, что в нем проходило несколько праздничных мероприятий в один день. В этом случае жителям приходилось непросто – ведь надо было высказать каждому устроителю застолья свое уважение и посетить его праздник. Да еще быть в состоянии стоять на ногах. В этой связи интересна заметка автора под псевдонимом «Д.Сослани», опубликованная в газете «Новое обозрение» (1886 г.):

«Много мне приходилось слышать о гомерических застольях осетин, но сам лично я никогда на них не присутствовал. Случай такой представился весной, и я с удовольствием принял приглашение в осетинский аул Цунар.

В этот день в Цунар было три больших пиршества. Цунарцы, уже побывавшие на первом пиршестве, поодиночке собирались во дворе нашего хозяина Давида. Пьяных между ними не было, за исключением некоторых грузин-крестьян, которые, что называется, были на последнем взводе. Видимо с непривычки на них имело скверное влияние смесь пива с аракой, которую осетины замечательно переносят…

Стол был живо накрыт. Несколько человек сначала натаскали бревна и камни, которые потом были расположены в два ряда во всю длину большого двора.Потом принесли буковые доски, которые стали непосредственно столами. Вот внесли в громадных корзинах хлеб. По два человека тащили корзину, а еще двое раскладывали хлеб перед сидящими, по два хлеба каждому. На каждые восемь человек было принесено по огромному куску мяса. Пиршеством руководили отдельные распорядители, которые, расхаживая вдоль столов, следили за порядком и руководили разносом еды и питья.

Во главе трапезы сидел сам хозяин Давид, бодрый старик, лет 90, как он сам сказал. Белые как лунь, курчавые волосы и такая же окладистая борода шли к его классическому лицу. Таким образом, художники обычно рисуют Прометея.

Когда кушанья были поданы, старик Давид поднялся, держа в одной руке громадный черный рог с пивом, а в другой рог поменьше с аракой и начал импровизированную молитву. Оба рога были осушены и это послужило сигналом к пиру. Араки и пива на осетинском пиршестве выпивается не меньше ста ведер.

Нас посадили отдельно и угощал нас один из почтенных осетин, специально выбранный хозяином. Кроме говядины, которую для нас пятерых принесли почти полтора пуда, нам был подан суп из баранины, зажаренная курица и поросенок. Пиво и араку нам подавал еще один для этого назначенный осетин…

Мы уже приготовились встать, когда поднялся сам старик Давид и, поблагодарив нас за честь, оказанную нашим приездом, приказал налить пиво в большой рог, в который входило больше бутылки и, осушив его, передал мне…Я уехал из этого осетинского аула с приятными впечатлениями от той простоты и патриархальности жизни, о которой можно читать только у классических авторов».

Обычным спутником застолий являются драки и потасовки. К сожалению, известная поговорка «Истина в вине» не всегда оправдывает свое содержание. И в этом вопросе нет национальных особенностей – несмотря на порицание буйства на праздниках, всегда находятся горячие головы, которые, либо вспоминали старые обиды, либо желали показать свою удаль.

Но в Южной Осетии существовал уникальный обычай, когда рукоприкладство было обязательной частью праздника. Каждый год весной в селении Уанел Дзауского ущелья в старину широко отмечали праздник в честь покровителя волков, небожителя Тутыра.

Понедельник, вторник и среда были самыми главными днями данного празднества для всей Осетии, но для жителей селения Уанел были свои особенности. На весь период празднования здесь организовывалась ярмарка, куда приезжали торговать со всей Осетии и ближайших областей Грузии. Здесь можно было встретить горцев из Кобана, Алагирского и Куртатинского ущелий, еврея из Цхинвала, армянина из Гори, грузина из Рачи. Сюда привозили на продажу скот и шкуры, шерсть и сыр, топленое масло, бурки и войлок, ружья и кинжалы, отделанные серебром пояса и газыри, металлическую посуду, медные листы для выделки котлов, ткани и красители, соль и зерно.

На ярмарке, которая называлась на восточный манер базаром, можно было купить все, что душе угодно. Для этого не всегда нужны были собственно деньги – равноценный обмен товарами был обычным делом. Например, в Дзауском ущелье была развита деревообработка, местные жители с большим умением изготавливали деревянную посуду. И в Уанел для этой продукции был свой отдельный ряд. Например, стоимость одной деревянной бочки равнялась зерну, которое в нем помещалось, за деревянную миску давали столько пшеницы, сколько она вмещала.

Вся эта торговая история сопровождалась большими застольями, которые устраивали жители села. Все три дня в селении и округе царил мир, за одним столом моли сидеть застарелые враги и никто не мог даже пальцем пошевелить в своих враждебных намерениях.

В четверг, с утра праздник Тутыр считался завершенным, гости и участники ярмарки старались быстрее покинуть селение Уанел. И основания для такой спешки были. Существовала традиция у сельчан – меряться силой с каждым, кто здесь задержится. Молодежь выходила на улицы села, чтобы найти объект применения своей удали, и искать долго не приходилось, несмотря на то, что гости в большинстве уже разъезжались. Дело в том, что через селение проходил тракт, связывающий горные селения с равниной (ныне это ТрансКАМ), и поэтому забывших осторожность путников здесь можно было встретить всегда.

Р.Кулумбегов, газета «Республика»

Наверх