Исполнилось 105 лет со дня рождения выдающегося ученого, этнографа, доктора исторических наук, заслуженного деятеля науки Осетии Бориса Александровича Калоева

Б.А. Калоев родился в 1916 г. в крестьянской семье с. Байком Заккинского ущелья Северной Осетии, расположенной между Северной и Южной Осетией. После окончания семилетки в с. Коста в 1931 г. будущий ученый поступил в рабфак в Ростове-на-Дону, который окончил в 1936 г. и в том же году поступил на исторический факультет Ростовского госуниверситета. В 1937 г. перевелся в Северо-Осетинский госпединститут, который окончил в 1940 г.

В том же году он был призван в армию, в феврале 1941 г. стал курсантом Закавказского военно-политического училища. Когда началась Великая Отечественная война, он был назначен в 116-й гаубичный артиллерийский полк резерва Главного командования. Участвовал в тяжелых боях за освобождение Ростова-на-Дону, Таганрога, Донбасса, в июле 1943 г. был ранен. Б. Калоев был награжден боевыми орденами Отечественной войны I и II степени и 15-ю медалями, в том числе медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», а также медалью «Во славу Осетии». 24 июня 1945 г. был участником Парада Победы в Москве.

После окончания войны Б. Калоев решил заняться большой наукой, о чем мечтал с юности. В 1948 г. в Москве поступил в аспирантуру Института этнографии им. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. В 1951 г. после защиты кандидатской диссертации на тему: «Моздокские осетины (историко-этно-графическое исследование)», он был оставлен на работе в Институте этнографии.

По совету своего научного руководителя М. О. Косвена Борис Александрович написал монографию «Осетины», которая внесла большой вклад в осетиноведение и была с огромным интересом встречена читателями. В 1969 г. защитил докторскую диссертацию на тему: «Осетины. Проблемы этногенеза и этнографическая характеристика».

В 1950-2006 гг. Б. Калоев работал младшим научным сотрудником, затем старшим научным сотрудником, ведущим научным сотрудником, главным научным сотрудником сектора Кавказа ИЭ АН СССР. В 1970-1980 гг. работал преподавателем в Литературном институте им. А.М. Горького, читал курс лекций. Ученый ушел из жизни в 2006 г., похоронен в Москве.

Б.А. Калоев является автором 14 монографий, им написано более 150 статей и очерков по этногенезу, этнической истории, материальной и духовной культуре осетин, различным проблемам кавказской этнологии. Его монография «Осетины. Историко-этнографическое исследование», вышедшая тремя изданиями, стала настольной книгой исследовавтелей.

Проблемам осетинской этнографии посвящены и такие его труды, как «Материальная культура и прикладное искусство осетин» (1973 г.), «Вторая Родина Коста» (1988 г.), «Моздокские осетины» (1995 г.), «Осетины глазами русских и иностранных путешественников» (1967 г.), «Миллер — кавказовед» (1963 г.), «М. М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа» (1979 г.). Он один из авторов академических изданий «Мифы народов мира» (1980 г.), «Народы России. Энциклопедия», «Страны и народы». Б. Калоев — участник многих историко-этногра-фических экспедиций: Дагестанской, Адыгейской, Чеченской, Ингушской и др., является опытным полевым исследователем.

Б. Калоев изучал осетинский нартовский эпос, он написал несколько статей по этой проблематике, с докладами выступал на двух Всесоюзных нартовских совещаниях в городах Орджоникидзе и Сухуме. Был участником в издании трёх сводных текстов осетинской Нартиады.

«Научное наследие Б.А. Калоева трудно назвать неизученным, но исследователи его творчества пока не уделили должного внимания трудам ученого, выполненным на фольклорном материале, на стыке этнологии и фольклористики. Изучение научного наследия Калоева позволяет ставить вопрос о весомом вкладе ученого не только в этнографическое кавказоведение, но и в фольклористику, в частности, в нартоведение.

Калоев не ограничивался анализом текстов осетинских нартовских сказаний, проводил их сопоставление с текстами других национальных версий Нартиады и пришел к выводу, что осетинский нартовский эпос отличается более стройной единой композицией, наличием целого ряда интереснейших циклов, отсутствующих в других национальных версиях. Калоев солидарен с учеными, считающими VIII-VII вв. до н.э. начальным этапом формирования эпоса, и разделяет мнение исследователей эпоса, которые возводят создание его основного ядра к аланской эпохе. Ученый доказывает отражение нескольких эпох в нартовских сказаниях, в том числе монгольской, и считает, что некоторые сказания складывались в те времена, когда предки осетин были расселены вдали от современных границ Осетии. Калоев рассматривает и анализирует эпос с этнографической точки зрения, находит массу параллелей из области культуры и быта осетинского и нартовского общества.

Калоев существенно обогатил научное нартоведение, внес вклад в фольклористику и в этнографию осетин, в частности, в проблему скифо-алано-осетинской преемственности», — пишет о вкладе Калоева в нартоведение доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ и Осетии, заведующий отделом этнологии СОИГСИ, академик Российской академии естественных наук Людвиг Чибиров.

Книга ученого «Василий Иванович Абаев и вопросы этнографии» представляет собой биографический очерк об ученом-универсале, «не кабинетном ученом, активном собирателе полевого материала о кавказских народах на местах их проживания», авторе более 500 публикаций и пятитомного «Историко-этимологического словаря осетинского языка», не имеющего аналога в отечественной науке, — Василии Ивановиче Абаеве. По признанию Бориса Александровича, монография основывается на информации, полученной им непосредственно от Абаева, и является итогом многолетнего близкого общения с ним, в ней использованы также данные из трудов великого ученого.

Автор в своей работе останавливается на уникальном соединении простоты и величественности в Василии Ивановиче Абаеве, на гармонии его личных качеств, способности никогда не суетиться и не терять достоинства в любых ситуациях, учиться умению быть счастливым, благожелательным и преданным делу, несмотря на долгую и трудную жизнь, на болезнь и происки недоброжелателей.

«Борис Александрович Калоев известен ученому миру как неутомимый исследователь-этно-лог, которому принадлежат капитальные труды, ставшие прочной опорой для современного кавказоведения. Его, стоящего у истоков становления и развития кавказоведческой науки, отличали широта научного диапазона, пытливость, доброжелательность, индивидуальность и глубокое понимание значения комплексного изучения народов Кавказа. Собранный профессором Калоевым полевой материал более чем за полувековой период, выявленные архивные и музейные данные, ставшие основой фундаментальных монографий, очерков и множества статей, не могут не внушать доверие и уважение к великому труженику науки этнографии.

Но поистине уникальны рассыпанные в трудах Калоева сведения об осетинском языке и языковедах, с которыми ученого не раз сводила судьба. Добрая дружба и многолетнее близкое общение между Калоевым и Абаевым имела жизненную основу: оба — не кабинетные ученые, в большинстве их работ — полевой материал, добытый на местах проживания кавказских народов; оба заботились о сохранении родного языка и первостепенной задачей считали постепенный переход к своему историческому самоназванию «аланы».

Бесценен дневник, данный в качестве приложения к книге Бориса Александровича «Василий Иванович Абаев и вопросы этнографии в его трудах», изданной к столетию со дня рождения выдающегося учёного. Среди всех работ о венгерских аланах особняком стоит книга Бориса Александровича, в которой внимание читателя привлекает подраздел «“Ясский словник” как этнографический источник по аланам-осетинам», в котором около 40 ясских слов на латинском шрифте. Словник XV века, сопровождаемый тщательным анализом акад. Ю. Немета, публикуется на венгерском языке, затем и на немецком; с последнего переведён В.И. Абаевым на русский язык с обширными комментариями», — так пишет о Б.Калоеве Елена Бесолова — доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник СОИГСИ им. В.И. Абаева.

Б.А. Калоев прожил активную, творчески напряженную жизнь, которая оставила яркий след в истории этнологии Кавказа и осетиноведения. Он и при жизни воспринимался как крупная научная величина, но и после кончины влияние его на развитие этнологической науки, кавказоведения и осетиноведения не ослабело, а, наоборот, усилилось. Этот яркий ученый с течением времени воспринимается все крупнее и масштабнее. Его фундаментальный труд «Осетины» и сейчас остается одним из наиболее часто цитируемых в современных исследованиях. Своими многочисленными трудами он вошел в историю науки как патриарх этнографического кавказоведения.

Людвиг Чибиров, неоднократно писавший о жизни и творчестве великого ученого, отмечал: «Если в исследовании этногенеза осетин по данным языка пальма первенства принадлежит В.И. Абаеву, то по данным этнографии и фольклора – Б.А. Калоеву. «Осетины» Б.А. Калоева – целая энциклопедия осетинской жизни, первая и единственная такого рода книга о нашем народе: она должна стать настольной книгой в каждой осетинской, и не только осетинской, семье».
Н. Цховребова, газета Южная Осетия»

Наверх