У непросвещенных в тонкостях горской жизни наблюдателей всегда вызывал недоумение вопрос: каким образом горцы, лишенные возможности получения элементарных основ светского образования, не зная календаря в буквальном смысле и письменности, могли безошибочно определить дни многочисленных ежегодных праздников?

У осетин христианскому летоисчислению предшествовал отсчет времени по лунному календарю. Поэтому дни проведения праздников не совпадали. В зависимости от фазы луны их наступление отодвигалось вперед или назад по сравнению с их празднованием в прошлом году. И даже теперь старшее поколение при определении дней наступления праздников ориентируется по лунному календарю.

Исходными датами исчисления времени наступления праздников у осетин после принятия ими христианства стали «Комахсан» (Пост), «Куадзæн» (Пасха), и «Майрæмыкуыадзæн» (Успение Богородицы). Время наступления «Уомахсæн» отчитывается с Нового года по лунному календарю. Согласно полевым материалам и литературным источникам, промежуток времени от Нового года до «Комахсæн» колеблется от пяти до девяти недель.

Вот, например, как располагаются праздники друг за другом, ели считать, что «Комахсæн» отстает от Нового года на семь недель. От «Комахсæн» до «Куыадзæн» — семь недель, от «Куадзæн» до «Зæрдæвæрæн» — шесть недель, от «Зæрдæвæрæн» до «Кæрдæгхæссæн» — одна неделя, от «Кæрдæгхæссæн» до «Атынæг» — две недели, от «Атынæг» — две недели от «Атынæг» до «Майрæмкуыадзæн» — три-пять недель, от «Майрæмкуадзæн» до «Фыдыуани» — две недели, от «Фыдыуани» до «Ичъына» — четыре недели, от «Ичъына» до «Уастырджи» — шесть недель, от «Уастырджи» до «Цыппурс» шесть недель, от «Цыппурс» до Нового года одна неделя, от Нового года до «Комахсæн» — семь недель.

Промежуток времени от Нового года до «комахсæн» определялся следующим образом. В случае, если по истечении указанного выше периода еще нет полнолуния, то «Комахсæн» отодвигается на две или даже на четыре (т.е. на седьмую, девятую) недели.

Анализ полевого материала позволяет конкретизировать сроки и условия отсчета времени следующим образом. От Нового года до «Комахсæн» бывает: девять недель, если новолуние наступает за неделю до Нового года; семь недель, если новолуние наступает в Новый год; пять недель, если новолуние наступает спустя неделю после Нового года. В зависимости от промежутка времени между Новым годом и «Комахсæн» располагаются все остальные праздники годичного цикла. От времени наступления «Комахсæн» зависело наступление всех следующих за ним, так называемых «скользящих» праздников.

Наряду с определением времени наступления праздников по «Комахсан», жители Сбийского и Челиатского ущелий бассейна реки Б. Лиахва почти безошибочно определяли праздники по наступлению «Наф». «Наф» предшествовал «Комахсан» и всегда приурочивался к новолунию.

Если под Новый год новолуние, то «большой Наф» отмечался в следующую после Нового года субботу, а «Наф маленький» — спустя неделю (16, 58, 59, 60). В случае если все-таки время наступления некоторых праздников путалось, на помощь приходил праздник «Майрæмы куадзæн», имевшую точную дату — (28) августа. От него отчитывали как вперед, так и назад. Определяя время наступления какого-нибудь праздника, осетины обычно говорили: «Майрæмы кыуадзæнæй ма йæм йеуал къуыри ис» («От Успения Богородицы осталось столько-то недель»).

Срок наступления праздников определяли и со дня Пасхи, которая отмечается не раньше 22 марта и не позже 25 апреля (по старому стилю).

Определение времени наступления праздников является не плодом фантазии отдельных составителей календаря, а результатом разумного практического подхода к ним. Так, например, совершенно не случайно празднование «Цыппурс» совпадало с днем зимнего солнцеворота, праздник в честь начало полевых работ — с периодом весеннего равноденствия. Для подобного разумного распределения праздников по всему годовому циклу, точного исчисления времени для многих из них требовалось тонкая природная наблюдательность.

В прошлом у осетин такие знатоки составители календаря, безусловно, имелись.

Людвиг Чибиров, доктор исторических наук, профессор
Из книги: «Народный земледельческий календарь осетин»

Наверх