Нартский эпос осетин относится к выдающимся произведениям народного творчества. У эпоса много сказителей, собирателей, издателей, переводчиков, информаторов, интерпретаторов образов и сюжетов эпоса в литературе, театре, хореографии, живописи, графике, скульптуре. Вся совокупная их деятельность, плоды их творчества, помимо непосредственно текстов сказаний, и составляют Нартиаду.

Одним из собирателей, тонким ценителем и своеобразным интерпретатором нартских сюжетов и героев был Махарбек Сафарович Туганов (1881-1953). Надо полагать, что интерес к этой кладези осетинского фольклора он проявлял еще в юности, но воплощение в художественной форме данной энциклопедии народного духа произошло в юго-осетинский период его жизни и многогранного творчества. Невзирая на мистические, фантастические и прочие, казалось бы, неправдоподобные сюжеты, ситуации и образы эпоса, Махарбек Сафарович оставался на реалистической почве. Изображая героев, он придавал им реальные черты, одеяние, предметы вооружения, экипировку используя свой богатый опыт знания осетинского быта. Не обошел вниманием Туганов и результаты археологических раскопок, использовал артефакты коллекций.

Использование археологического материала можно разглядеть, к примеру, в такой его работе, как «Гадзи Бадтиева едет на военный совет». Головные и нагрудные украшения этой величественной женщины взяты из «Материалов по археологии Кавказа», а именно VIII тома, в котором П.С. Уваровой был собран, проанализирован и датирован большой материал, добытый в могильниках Осетии. Или известное полотно «Пир нартов», которое изобилует подобными элементами. К примеру, обратим внимание на самозабвенно играющего на двенадцатиструнной арфе музыканта: у него на руках не украшение, как могло кому-то показаться, а налокотники, «взятые» прямо со страниц Уваровской книги. Или другой пример, на одной из иллюстраций к Нартским сказаниям изображен воин в шлеме и тканевой накидке, застегнутой на груди посредством дугообразной фибулы, также «срисованной» из археологических находок.

Изображая портреты персонажей Нартских сказаний, Туганов, как и многие художники, также вряд ли обходился без прототипов. К примеру, взять репродукцию художника, на которой нарт Урузмаг перевоплотился (данной способностью обладали лишь двое в Нартиаде – прим. ред.) в сторожевую собаку. На рисунке собака представлена с человечьей головой. Как выяснилось, это изображение совершенно реального человека, кстати, тоже художника-оформителя, работавшего в нашем Госдрамтеатре Аслан-Гирея Хохова. Последний также иллюстрировал нартские сказания, и, к слову, тоже интересно исвоеобразно. Так вот, Махарбек Сафарович увековечил своего коллегу в таком необычном образе.

Или взять другой эпизод сказаний. В одном из сказаний нарт Сослан хитростью заманивает и сковывает силача-великана Хъарадзау (в некоторых повествованиях в его лице выступает Мукара) во льдах. Облик Хъарадзау срисован с зубного техника Сократа Кесанашвили практикующего в 40-50-х гг. в Сталинире (жил на ул. Кочиева). Сократ был чуть ли не единственным и опытным зубным техником, и Махарбек Сафарович был, безусловно, его клиентом. Подробности лица Сократа – нахмуренные брови, беззубый рот, сосредоточенный взгляд – Махарбек лицезрел, видимо, не раз в очередное посещение кабинета дантиста и специального позирования натуры ему не понадобилось, ибо он и так часто наблюдал его непосредственно лицом к лицу. Так, зубник Сократ стал прототипом силача-насильника Хъарадзау.

Ну а образ хитроумного и злокозненного Сырдона, как это может показаться на первый взгляд странным, художник рисовал с себя. Но тут главную роль в выборе сыграли не неоднозначные качества героя Нартиады, а жизненные параллели, поскольку фигура Сырдона по сути своей трагична. Не легка судьба была и у самого художника.

Можно привести еще ряд примеров, когда великий осетинский художник при изображении нартских героев, их одеяния, различных элементов пользовался находками археологических раскопок и искал и находил соответствующие образы в народе. Он хорошо разбирался в истории и быте осетинского народа, основательно изучал фольклор и поэтому в своих работах уделял пристальное внимание различным мелочам, вплоть до булавок, застежек и т.д. В итоге, во многом благодаря кропотливому труду М.С.Туганова, нарты обрели плоть и зримо предстали перед читателем.

Р.Г. Дзаттиаты доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РЮО и РСО-А (печатается в сокращении), газета «Республика»

Наверх