В каждом современном городе есть место, которое можно назвать его сердцем. Это необязательно комплекс административных зданий или центральная площадь. Порой о городе многое могут сказать несколько старинных зданий или небольшой уютный сквер. И в то же время на карте, правда не всякого города, находится место, которое наиболее ярко отражает его сущность. В столице нашей Республики старая часть города всегда притягивала внимание горожан и гостей. Особенность Цхинвала в том, что Старый город никогда не был изолирован от остальной части города. Здесь жили люди, через его кварталы пролегали направления в оживленные места: церковь, музей, городской рынок и парк отдыха, через него проходил восточный выезд из самого города. По сути, это был один из городских центров. Между тем, Старый город был ядром формирования будущей столицы Южной Осетии. И формирование это шло в лучших традициях толерантности. Основу Старого города составили национальные кварталы: «Осетинская слободка», «Еврейский квартал», улицы Армянская и Грузинская. Центром была небольшая площадь, расположенная перед Храмом Рождества Пресвятой Богородицы…

До 40-х годов прошлого столетия именно данные национальные кварталы составляли основу правобережной части Цхинвала. Так, «Осетинская слободка» представляла собой компактное поселение осетинского населения в Старом Цхинвале и охватывала территорию нынешних улиц Осетинской, М. Туганова, а с севера ограничивалась линией ул. В. Путина. Все это считалось северной и западной частями города – дальше располагались только сады и огороды. Но отличие кварталов было не только в их национальном составе. Различия были и в архитектуре. Если, например, в «Еврейском квартале» преобладали здания в восточно-грузинском стиле, с ажурными балкончиками, деревянными надстройками, то в «Осетинской слободке» строения были более европеизированы, преимущественно каменные, с деревянными верандами и каменными фронтонами. Примером такой архитектуры является одно из характерных зданий, расположенное по ул. Первомайская №1, рядом с бывшим паспортным столом. Впрочем, присутствовал и барский размах, как, например, в домах осетинских богатеев Сави Парастаева и Тикуна Карсанова. Это нынешние здания военной прокуратуры, средней школы №10 и здание МВД. К сожалению, со временем их архитектурные изыски были нивелированы многочисленными ремонтами фасадов, но размеры зданий впечатляют и сегодня.

Впрочем, Цхинвал никогда и не был захолустным местечком. Это был оживленный торговый пункт, где формировалась своя элита и ее амбиции неизбежно проявлялись и при строительстве частного жилья. Газета «Кавказ» писала в 1887 году: «Цхинвали если чем и отличается от остальных населенных пунктов, то только своим размером; городок не очень большой и населенный. В остальных отношениях вы замечаете здесь то же, что и повсеместно. Масса небольших и скромных домов, среди которых, Бог знает каким образом, попадаются двух и трехэтажные дома с претензиями на европейский вкус…». Именно особый колорит, основанный на национальной пестроте городского населения и архитектурных контрастах и составлял особенный неповторимый облик Цхинвала…

Но сегодня мы, с сожалением, должны констатировать, что старого Цхинвала как такового уже не существует. Часть строений была разрушена в течение десятилетий войн и разрухи, то что осталось, постарались «преобразить» современные строители. К счастью, история градостроения имеет пример того, как исторический облик города восстанавливался после его полного уничтожения. Это, к примеру, возрождение столицы Польши Варшавы. И, в частности, ее исторической части – «Старе Място». В 1944 году фашистские войска, оккупировавшие Польшу, практически сравняли с землей Варшаву, в отместку за начавшееся вооруженное восстание. Однако, впоследствии, в течение десяти лет польские архитекторы и строители восстанавливали свою столицу, обращая особое внимание на возрождение ее исторической части. Опытные реставраторы собирали облик города буквально по крупицам – чудом уцелевшим чертежам, фотографиям, картинам, описаниям. В итоге получилась удивительно точная модель старой Варшавы. Дома, построенные недавно, выглядят как средневековые здания. Сегодня сложно поверить, что возраст такого реалистичного средневекового города исчисляется не веками, как и должно быть, а всего лишь несколькими десятилетиями. Поляки смогли воссоздать функциональный Старый город со своеобразной системой улиц и переулков, площадей и скверов. И главное, с неповторимой атмосферой! Старе Място» является одной из самых посещаемых польских достопримечательностей и что главное, внесено ЮНЕСКО в список памятников мировой культуры!

…Но одно дело сказать – другое сделать. Проблем в этом процессе у нас будет немало. Прежде всего, необходимо желание самого руководства Республики и города Цхинвал восстановить старую часть города. После этого возникает проблема финансирования. Сюда входят расходы по отселению жителей старых домов, входящих в реставрационную зону, разработка самого проекта, финансирование строительно-восстановительных работ. Понятно, что средств государства физически хватать не будет. Поэтому необходимы инвестиции. В частности, надо будет привлечь внимание местных предпринимателей, которые бы хотели в будущем иметь здесь свои торговые площади. И главное, не забыть оповестить диаспоры о восстановлении «сердца Цхинвала». Впрочем, отбрасывать иностранные капиталовложения, возможно, также не стоит.

Другая проблема. В каких границах восстанавливать Старый город? Новостройки в настоящее время сильно сузили прежнюю площадь исторической части, порой разделяя ее на несколько частей. Поэтому перво-наперво нужно четко определить, зафиксировать границы Старого Цхинвала, и запретить любые стройки в этих территориальных рамках. Что называется – до лучших времен. Это же не сложно сделать? Причем мы и так уже опоздали, поэтому запретить надо сейчас, даже без начала реконструкции Старого города. Чтобы этот вопрос попросту сидел в планах.

Что касается границ, то есть предложение ограничить Старый город хотя бы районом городской крепости XVIIвека, изгиб стен которой вместе с башнями охватывал немалую территорию. В XIX веке, после укрепления позиций России в Закавказье, отпала угроза вражеских набегов, и свое оборонительное значение Цхинвальская крепость потеряла. Тогда же местными жителями начинается разбор ее укреплений на строительный материал и застройка ее территории. Между тем, еще в 80-х годах прошлого века можно было увидеть остатки крепостной стены и башни в переулке на спуске с ул. Армянской к реке Лиахва.

Что означает восстановление Старого Цхинвала в нашем представлении? Во-первых, восстановление крепостных стен (большой и малой) с дозорными башнями, благо эпизоды стен крепости в некоторых местах сохранены по сей день. Во-вторых, восстановление, а в большинстве своем отстраивание с нуля домов улиц Старого города с неизменными резными балконами и орнаментальными вставками. Эти дома, воссозданные под старину, должны стать гостиницами, кафешками в старинном стиле, магазинами-лавками национальных сувениров и осетинской атрибутики. При этом здесь в обязательном порядке на первых этажах зданий воссоздаются ремесленные мастерские: сапожники, портные, цирюльники… Улицы, безусловно, выкладываются булыжником. Со временем, для туризма, необходимо будет воссоздать и подземные ходы, которые пересекают город снизу с имеющимся выходом к Лиахве. А значит и благоустройство набережной, естественно, в старинном стиле. В свое время в границах Старого Цхинвала мы предлагали разместить также музей с залами скифо-сармато-аланских эпох, художественной галереи, создание Пантеона… При этом в черте Старого города некоторые необходимые элементы уже присутствуют. Здесь есть церковь Рождества Богородицы, храм св. Константина и Елены, небольшой сквер… Даже здание магазина «Фарн» можно приспособить для выставочной галереи – оно имеет светлые залы и подвальные помещения для запасников. А строение, в котором ныне располагается Комитет по делам молодежи, является примером исторического новодела. Оно было восстановлено по старым чертежам и при небольшой архитектурной доработке может стать первым зданием «под старину». Надо будет сделать деревянные балконы и облицовку из старого кирпича – и вот вам строение XVIII века. Однозначно и Старый мост надо будет делать пешеходной зоной, да и основную территорию Старого города надо ограничить для транспорта обязательно…

Цхинвал один из древнейших населенных пунктов, который сохранился сквозь века. Зачастую вопреки. Временем его основания считаются 262-265 гг. нашей эры. При этом Цхинвал сквозь века не раз менял свое «место дислокации» по причине своего особенного месторасположения– он издревле находился на геополитическом, духовном, культурном и торговом переплетении. А потому всегда являлся объектом внимания. Его не раз уничтожали, фактически стирали с лица земли (геноцид 1920 года и наше время лишнее тому подтверждение), но по прошествии времени он неизменно возрождался, порой чуть западнее, порой чуть севернее. Именно по этой причине в черте города во многих его уголках находят захоронения разных веков, нередко расположенных друг на друге. Но именно эти его исторические «разрушительные» реалии не дали завсе прошедшие века территориально разрастись городу. Нашему древнему Цхинвалув 2022-м году исполнится по меньшей мере 1760 лет, для сравнения, той же величавой Москве лишь чуть больше 870 лет. Просто вдумайтесь в разницу. Поэтому, думается, уже необходимо создание комиссии по подготовке празднования юбилейной даты – основания Цхинвала.

…К сожалению, рассуждения в отношении воссоздания Старого города пока находятся в стадии пожеланий и мечтаний. Государство не может, и пока особенно и не стремится к решению этой проблемы. Есть дела первоочередной важности. Однако и в перспективном планировании судьба исторической части Цхинвала не просматривается. В известной схеме территориального планирования Южной Осетии в планах развития города Цхинвал о реконструкции старой части столицы РЮО ни слова. Пожалуй, только местные СМИ (и в частности «Республика») периодически будоражат эту тему, держа ее для общества «на карандаше». При этом, есть серьезные опасения, что за решением текущих вопросов бытия и имеющимся внутриполитическим противостоянием мы просто останемся без исторической памяти. И на интерес гостей столицы к Старому городу просто пожмем плечами. Впрочем, выход есть. На площади, скажем, у памятника Васо Абаева всегда можно будет устроить фотовыставку: «Наш Старый Цхинвал». Уж на нее то средства найдутся…

Л. Джиоев, газета  «Республика»

 

Наверх