В Осетии отмечается главный религиозный праздник осетинского народного пантеона — Джиуаргуыба. Посвящен он небожителю, покровителю Осетии Уастырджы/Уасгерги. Это традиционное празднество, имеющее тысячелетнюю традицию, отмечается, впрочем, осетинами вне зависимости от места текущего проживания. С одинаковым восторгом в этот день за стол сядут в Москве, Нью-Йорке, Париже или Оттаве. Празднование Джиуаргуыба не только объединяет всех осетин, но и дает им возможность вспомнить о своих национальных корнях.

Если человек, приехавший в Осетию или общающийся с осетинами за пределами их родины, хочет получить их признательность, достаточно сказать одну фразу: «Да поможет вам Уастырджи!». Отношение к вам мгновенно изменится в лучшую сторону.

Долгие годы, как и сегодня, в обществе было принято отождествлять осетинского Уастырджы и православного святого Георгия, пока исследователи не указали на коренное отличие этих двух образов.

Действительно, определенная идентичность наличествует. Это и близость дней празднования Уастырджы (20 ноября) и святого Георгия (23 ноября), схожи и визуальные воплощения: оба представлены мужчинами, сидящими на коне, оба олицетворяют силу и справедливость.

В этот период в Осетии отмечаются два основных праздника, и посвящены они в действительности двум разным событиям и двум разным религиозным персонажам. Христианская часть населения отмечает день колесования святого великомученика Георгия Победоносца. В церквях проходят богослужения, мероприятия, которые являются данью памяти этому святому. Одновременно в Осетии отмечается и традиционный национальный праздник, посвященный Уастырджы, персонажу осетинской мифологии и представителю осетинской традиционной религиозной системы. При этом, если св. Георгий — это конкретный человек, живший в 4 веке н.э. в Восточной Римской империи, казненный за веру в Христа и причисленный церковью к лику святых, то Уастырджы в осетинском религиозном мире — это небожитель, это святой в смысле ангела. В этом и заключается принципиальное различие между св. Георгием и Уастырджы.

При всей схожести и внешнего облика отличия существенны. Святой Георгий — молодой воин, поражающий дракона. Уастырджы — это зрелый мужчина с окладистой бородой. Для того, чтобы повергнуть нечистую силу, ему достаточно одной плети, которую он держит в руке.

Святой Георгий в сознании своих почитателей обычный человек, который обрел святость. Уастырджы в понимании осетин — сакральная сущность, которая обретается не только на небе, но и среди людей. Так, он может самолично прибыть в селение в Дигории, часто становится героем сказаний, порой даже с эротическим подтекстом. Понятно, что представить последнее в связи с святым Георгием невозможно.

Почитание Уастырджы у осетин можно назвать именно культом, настолько оно глубоко и постоянно. Этот небесный покровитель считается вторым после Бога, на любом мало-мальски значимом застолье второй тост, после тоста в честь Создателя, посвящается ему. Таким же тостом осетинское застолье и завершается. Впрочем, у южных осетин оба — Создатель и Уастырджы — упоминались первым тостом, настолько большое значение придавали ему в сообществе.

Только во время тризн Уастырджы не упоминается, в этом скорбном ритуале его заменяет небесный покровитель Мыкалгабыр. Ведь Уастырджы — символ жизни, хотя, согласно легендам, может оживить и мертвых.

Празднование Джиуаргуыба приходится на осень неспроста. К этому времени заканчиваются все сельскохозяйственные работы: жатва, обмолот урожая, осенняя пахота. День празднования означал, что завершается свободный выпас скота и ее необходимо перевести на зимнее стойловое содержание. К этому же времени надо было закончить и заготовку дров на зиму. Таким образом, у сельчан завершался очередной годовой трудовой цикл и можно справлять свадьбы и устраивать пиршества.

Наверное, в Осетии нет такого ущелья, где бы не было святилища в честь Уастырджы. Особенно известны Реком, Ныхас, Коб, Хурхор, Дзывгис, Роща Хетага, святилище Дигорского Уасгерги и святилище Джер в Южной Осетии. Путники на Транскаме проезжают мимо одного из них — Ныхасы Уастырджи у поселка Тамиск. Здесь на скале установлена гигантская статуя небожителя, восседающего на коне.

Уастырджы был так почитаем, что даже месяц, на который приходился его праздник, называли «Джиуаргуыбайы май» — месяц Джиуаргуыба. Поскольку праздник продолжается неделю, то она носит название «Неделя поклонения Уастырджи». Чаще всего праздник приходится на промежуток 19 — 21 ноября. Начинается он в воскресенье и заканчивается в понедельник через неделю.

В воскресенье, в первый день праздника, режут быка, поэтому этот день называют «Галыаргавдан» (букв. заклание быка). К праздничному дню жертвенное животное подбирается заранее. Здесь важно соблюдать несколько условностей. Животное должно быть определенного окраса и без физических изъянов. Такое животное посвящалось определенному празднику, божеству или конкретному случаю, связанному, например, с выздоровлением или окончанием невзгод.

Для праздников, посвященных небесным покровителям, выбирались быки, бараны и ягнята светлого окраса, для ритуалов, связанных с необходимостью задобрить темные силы, — козлы темного окраса или козлята, черный петух. Все остальные употребляемые в пищу домашние животные и птица годились лишь для обыденной, но никак не ритуальной пищи. Свинина не должна присутствовать на столе не только в такие празднества, но и на обычном застолье при вознесении молитвы Богу, Уастырджы и святым.

Раньше в день Джиуаргуыба обычно организовывалось общесельское пиршество-кувд. Следующий за воскресеньем понедельник особенный в праздничной неделе. С заходом солнца устраивается застолье, на котором присутствуют исключительно взрослые мужчины. Называется это пиршество «Лагты ахсав» (букв. ночь мужчин). Люди собираются в доме одного из сельчан. В качестве жертвенного животного закалывают козла темного окраса. И пир продолжается до утра.

В течение всей праздничной недели люди ходят друг к другу в гости. Следующий понедельник — проводы Джиуаргуыба: накрывают стол, и глава семьи возносит молитву Уастырджы, поручает его попечительству свою семью, просит здоровья и счастья младшему поколению, высказывает пожелание встретить следующий праздник более достойно, с большими почестями.

Считается, что традиционные верования и, в частности, празднование Джиуаргуыба стали возрождаться только в постсоветское время, когда ослабли атеистические ограничения. Действительно, советская система постаралась, чтобы у нее не было конкурентов в борьбе за умы членов социалистического общества. Бог для советского человека — это глава СССР, святые — министры, ангелы — комсомольцы и пионеры, а демоны — тунеядцы, нарушители трудовой дисциплины и расхитители государственной собственности. Другие образы коммунистическая идеология считала неприемлемыми.

Но в Южной Осетии все эти догмы воспринимались условно. Долгое время запрещалось посещать церкви и святилища. Во время праздников на их территории дежурили милиционеры и общественные активисты, которые записывали фамилии непоколебимых ревнителей веры. Но все это делалось для галочки. В семьях ни один религиозный праздник не оставался неотмеченным. А любое застолье не обходилось без тостов-молений Богу, Уастырджы и всем святым. Даже если это застолье было посвящено Международному дню трудящихся — 1 Мая или годовщине Октябрьской Социалистической революции — 7 ноября.

Доходило до смешного. Как-то в преддверии очередного религиозного праздника в районном комитете партии в поселке Дзау Южной Осетии прошло заседание актива. Участники собрания громко клеймили старые традиции поклонения святилищам, призывали приобщаться к новым советским праздникам: 8 Марта, Дню молодежи и др. Подведя общий оптимистический итог, все разошлись. Еще одна встреча участников этого собрания произошла в тот же день…на шумном застолье у местного святилища. Только теперь активисты просили небесные силы о покровительстве, обильно выпивая и плотно закусывая. Все бы обошлось как всегда, да только весть об этих двойных стандартах получила огласку, и пришлось вышестоящему руководству скрепя сердце устроить дзауским богоборцам выволочку с взысканиями.

Да что там рядовые активисты! Даже высокие партийные руководители не чурались просить помощи у божественной сути. Рассказывают, что однажды под покровом ночи, оставив служебные автомашины у подножия горы, к святилищу Джеры-дзуара пешком поднялись руководители, представляющие в автономной области партийную и советскую власти.

Даже в Цхинвале, несмотря на тотальную урбанизацию, люди старались придерживаться заветов предков. В нашей семье в воскресенье праздника Джиуаргуыба с самого утра мужчины отправлялись на городской базар покупать козла. В этот день здесь были целые стада, наибольшей ценностью пользовалась порода скота из североосетинского селения Нар. Шерсть у нее была не прямая как у местной разновидности коз, а была подобна руну: мягкая, кучерявая и переливалась на свету. Шкура этого животного после становилась прекрасным украшением интерьера квартиры, напоминая о прошедшем празднике.

Сегодня Джиуаргуыба стал общенациональным праздником, и хотя этот день не внесен в календарь знаменательных дат, как на севере Осетии, так и на юге в этот день первые лица официально обращаются к народу с добрыми напутствиями и пожеланиями покровительства Уастырджы.

Роберт Кулумбегов

Наверх