Неделя по-осетински называется – «къуыри». Дни недели: «къурисæр» — понедельник, «дыццæг» — вторник, «æртыццæг» — среда, «цыппæрæм» четверг, «майрæмбон»- пятница,«сабат» — суббота, «хуыцаубон» — воскресенье.

Название первого дня недели образовалось от слов «къуыри» — неделя и «сæр» — голова и означает начало недели. Второй день недели называется «дыццæг» (от осет. «дыууæ – два), в смысле второй, второй день вслед за понедельником. Как и у соседних кабардинцев и балкарцев этот день недели увязывался и с имением святого Георгия, о чем свидетельствует его дигорское название – «Геуæрги бон». По предположению О.Л.Опрышко последнее название заимствовано у кабардинцев.

Названия «æртыцæг» и «цыппæрæм» означают соответственно третий и четвертый день.

Пятница — «майрæмбон»– день святой Марии. В христианской церкви пятый день недели посвящался покровительнице женщин и еще ранее — плодородия. В этом значении пятница помимо осетин была известна многим народам на Кавказе: кабардинцам, балкарцам. Об этом свидетельствуют однокоренные названия этого дня. Осетинское — «майрæмбон», кабардинское — «меэрем», балкарское — «байрам кун». Небезынтересно отметить, что кабардинцам пятница была известна и как покровительница посевов и пчеловодства.

Название субботы — в той же форме «сабат», «шабат» (в смысле — покой, празднование) первоначально бытовало у древних евреев, затем было воспринято народами православного христианства и от них перешло к кавказским народам («шебет» у кабардинцев, «шабат» у балкарцев», сабат» у осетин и т. д.).

Седьмому дню недели – «хуыцаубон» (буквально — «божий день») придавалось праздничное значение соответствующее христианскому воскресенью.

Людвиг Чибиров, доктор исторических наук, профессор, «Народный земледельческий календарь осетин»

Наверх