Работа Махарбека Туганова «Отступление Юго-Осетинских повстанцев в 1920 году — документальное свидетельство трагической страницы осетинской истории.

В 1929 году Махарбек Туганов перебирается в Цхинвал, спасаясь от ареста. Южная Осетия становится для него домом, обетованным краем и местом непочатых творческих трудов и открытий. Это золотой период его творчества: он работает в Юго-Осетинском театре над оформлением спектаклей, занимается книжной графикой,  создает художественную студию. В 1932 году принят на работу в Юго-Осетинский институт краеведения (позже — ЮОНИИ) заведовать отделом искусств. Именно здесь ему были заказаны картины на историко-революционные и этнографические темы. И именно в это время он погружается в   сравнительно недавние трагические страницы борьбы  Южной Осетии за независимость (1918-1920  гг.)

      В   наследии Туганова множество альбомов и отдельных рисунков, посвященных революционерам Южной Осетии. Это наброски, завершенные портреты, и композиции. Среди последних особый интерес вызывает рисунок тушью с акварельной подцветкой «Отступление Юго-Осетинских повстанцев в 1920 году».  Он выставлялся на персональных выставках художника, но знаком не всем. На первый  взгляд, Туганов воссоздает сцену ночного отдыха отряда повстанцев   в горах, вокруг костра. Это форма документального рассказа, который создан словно свидетелем и участником события.

Но Туганов изобразил трагический момент проигранного противостояния  Южной Осетии Грузии в 1920 году. Чтобы помочь жителям сел, своим семьям, спастись от расправы отрядов грузинских карателей, дать им возможность уйти в Северную часть Осетии, повстанцы принимали бой, защищая дороги.

Мужчины, обыкновенные крестьяне, охотники,  вооруженные ружьями, топорами, вилами,  да и просто сучковатыми дубинами,  стоя и  сидя вокруг костра, зажженного на площадке посреди крутых склонов, поросших лесом, слушают своего лидера,  который обращается к ним с высоты поваленного дерева. Это реальный герой – Александр Джатиев, подчинившийся требованию Кавказского краевого комитета РКП (б) и лично Серго Орджоникидзе, чрезвычайному комиссару Юга России, организовать выступление юго-осетинского подполья. Джатиеву обещали поддержку организацией восстаний против грузинских меньшевиков на территории самой Грузии и помощь оружием. Но, на самом деле, требование и обещание  оказались провокацией и поводом для военного похода на Цхинвал грузинских карательных войск.

Сейчас, осознав предательство Комитета, Джатиев стремится, словом, собственной выдержкой укрепить и поддержать людей. Напротив него, на шаг к центру от замыкающих круг мужчин — Мате (Матфей) Санакоев, еще один герой осетинского восстания, о котором нужно сказать подробнее.      Будучи профессиональным военным, до революции получившим множество наград за воинские подвиги в первой мировой войне, он понимал и предвидел развитие событий, был против подчинения несвоевременным приказам Кавказского краевого комитета. Теперь, когда его опасения оправдались,  он, не  выступая с обвинениями, не пытаясь уйти в сторону, выполняет единственно возможное –  его отряд и он лично на всех удобных для обороны участках горной дороги  дает  сражения, останавливая продвижение грузинских карателей, спасая беженцев. Последними  уйдут за хребет отряды Джатиева и Санакоева.

М. Туганов был знаком со многими  героями своего произведения, и не случайно лица в композиции поражают выразительностью, характерностью. В них читается боль от невозможности изменить ситуацию, тревога за женщин, детей,  повстанцам  понятно, что нужно выигрывать время и отражать вновь и вновь атаки  грузин. А как разнятся Александр и Мате: один – порывистый, с железной волей и неспособностью самому отступать, сдаваться; другой – военный аристократ, умный, тонкий, просчитывающий все шаги наперед и умеющий сдерживать свои эмоции.  Единство,  которое  воплощают  руководители отрядов, их слаженный, крепкий союз в самый драматический момент истории Осетии – для нас пример и наказ нынешнему поколению. История не прощает забывчивости,  ее уроки – для всех времен, особенно тревожных и тяжелых. А главный урок, который нам оставили герои прошлого столетия – сила и спасение народа  — в его единении.

Источник: http://www.hudmuz15.ru/2020/06/k-100-letiyu-genoczida-osetinskogo-naroda-1920-goda/

 

Наверх