В наше сложное время, когда с невероятной быстротой рушатся прежние общественно-политические порядки и происходит ломка стереотипных представлений в поведе­нии и образе жизни людей (к которым наше общество ока­залось неподготовленным), образовавшийся вакуум в об­щественной жизни порою заполняется явлениями, проти­воречащими не только лучшим традиционным нормам по­ведения наших предков, но и общечеловеческим ценностям вообще. Казалось бы, сейчас, после крушения тоталитар­ной системы, открылись прекрасные возможности для воз­рождения и развития национальной культуры, националь­ного языка, возрождения лучших традиционных нравствен­ных устоев отцов и дедов. Однако, к нашему несчастью, в своей повседневной жизни мы сталкиваемся с явлениями, свидетельствующими о деградации части нашей молодежи, падении ее моральных устоев, росте преступности.

На протяжении веков в традиционно-бытовой культуре осетин выработались сложные, подчас тончайшие правила взаимоотношений людей в обществе и семье, по существу был разработан неписаный морально-этический кодекс, который успешно регулировал взаимоотношения различных возрастных групп до начала XX столетия.

О степени воспитанности человека в осетинском  обще­стве  принято  было  судить прежде всего по его отношению к старшим;  воспитанный  человек  относился к ним с большим уважением и предупредительностью. При этом высо­кое уважение  к  старшему  выражалось  независимо от его социального положения, национальной  принадлежности.  Высказанное дореволюционным автором С. Фарваровским мнение о том, что осетины – самый этикетный народ, не лишено основания.

Нормы поведения людей по отношению к старшему свидетельствуют о высоком уровне массовой культуры на­рода. Эта система ценностей, созданная коллективным ра­зумом наших предков, которой нынешнее поколение не может не дорожить. Эти добрые традиции соблюдаются ныне теми, кто будучи вполне современными людьми, сохрани­ли в то же время добрые традиции прошлого, выделяющие их из окружения и делающие приятными и желанными в обществе. К сожалению, значительно увеличилось число людей – выходцев из среднего и особенно молодого поколения, не прибившихся по-настоящему ни к новой, ни к старой культуре, производящих удручающее впечатление своей самонадеянной развязностью. Давайте еще раз вспом­ним азбучные истины норм поведения старшего поколе­ния, наших предков.

Важнейшая форма проявления уважения к старшему у осетин – приветствие. Встречаясь с осетином, особенно старшим,  вы  обязательно  должны поздороваться с ним пер­вым. Всякий уважающий себя осетин считал себя обязан­ным встать при появлении старшего, независимо от того, знает он его или нет. «Уважение к старикам и вообще  к  людям пожилых лет, – писал  Н. Берзенов, – простерто у осетин так далеко, что каждый из них считает непремен­ной обязанностью вставать при входе старшего и приветст­вовать его… Они никогда не нарушают этой учтивости, и даже в семействе соблюдают ее со всей строгостью». Эти­кет требовал встать, уступить старшему место и не садиться до тех пор, пока человек, появление которого почтили вста­ванием, в свою очередь не попросит всех поднявшихся с мест не утруждать себя и сесть на свои места. Как бы млад­шего по возрасту ни просили, он не должен сесть раньше старшего из присутствующих. «Вас будут упрашивать, са­жать насильно, но беда, если Вы поддадитесь: Вас сочтут за невежду. Поэтому Вы должны отговариваться и почтитель­но стоять». Этикет не позволял садиться рядом со стар­шим, а чуть поодаль, желательно на более отдаленной и низкой скамье. Молодой человек никогда не позволял себе в присутствии старших держать руки в кармане, сидеть враз­валку, расставив ноги, или положив ногу на ногу, словом, выбирал наиболее скромную позу.

В присутствии старшего младшие должны были слушать его молча, не следовало начинать разговор раньше него, вставлять свое слово в разговор старших, прерывать речь старшего, быть многословным. Этикет не позволял пересекать дорогу старшему, входить раньше него в помещение. Порядок прохождения по старшинству со­блюдался осетинами не только в домашних условиях, но и в пути. Когда младший едет со старшим, он непременно должен держаться с левой стороны. Если путников трое, то они идут в таком порядке: старший идет посередине, сред­ний – с левой стороны, а младший – с правой. Старшему подавали  огонь, если он курил; прикурить у  старших не просили и вообще при них не  курили.  Когда  старший  про­износил речь или тост за столом, младшие выслушивали его стоя и в абсолютной тишине. Малейшее желание стар­шего следовало предугадать и предупредить, услуживать ему:  младший знал свое место в обществе, в пути. Всякое непочтение к старшим осуждалось  общественным  мнением, счи­талось у осетин постыдным,  роняющим достоинство чело­века. При старших не было принято говорить о любви, о женщинах, о своих детях. Совершенно исключались нецензурные и непристойные слова…

В прошлом Осетия считалась одним из регионов Кавка­за, отличавшихся долголетием ее жителей. Главная причи­на заключалась в том, что старики у нас не чувствовали себя  ни дома, ни в обществе лишними людьми или тягост­ной обузой, а наоборот, вполне сознавали свою полезность, что содействовало их моральной и физической стойкости и выносливости. Такая забота и внимание вселяли в них уверенность, содействовали долголетию.

Старшие руководили трудовыми процессами, выступали поручителями и соприсяжными на народных судах, представителями фамилий на ныхасах, консультантами по свадебным и похоронно-поминальным обрядам; они же в дни народных праздников произносили молитвы в святилищах и церквях. Они жили активной жизнью. До конца своих дней оставались главами своих семейных коллективов, их величали: «не стыр фыд», с ними советовались. В целом старший пользовался непре­рекаемым авторитетом. Недаром в осетинском народе сохранилась интересная поговорка: старшему сперва утри нос, а потом спроси у него мудрого совета (хистæрæн йæ фындз асæрф æмæ йæ уый фæстæ зондæй бафæрс).

Важно подчеркнуть, что уважение к старшему было не­совместимо с огульным отрицанием и пренебрежением к его мнению, его понятиям и убеждениям. Высоко котиро­валось в обществе умение при необходимости тактично про­молчать о чем-либо, найти нужную форму для вежливого отказа от предложения. Даже если сказанное старшим было неправильным, никто не позволял себе резко прерывать его. В большинстве случаев жизненный опыт и знания старше­го часто не только не противоречили, но, наоборот, содей­ствовали воспитанию духовно здорового поколения. Пре­небрежение части молодежи мнением и советами старших, бездумное подражание ложно понятой европеизированной культуре и новациям ничего хорошего нам не принесли, а вреда – больше чем достаточно.

Как показала жизненная практика, любовь и уважение детей к отцам, к человеку старшего поколения является одной из лучших этикетных норм осетинского народа. Млад­ший обязан оказывать старшему уважение, внимание и по­мощь. Самые почетные места за столом, самые почетные части мяса – старшим, прежде всего за их здоровье под­нимали тосты. Со своей стороны и старший по отношению к молодым должен был вести себя в высшей степени кор­ректно, тактично, не злоупотреблять своим положением старшего. Умудренный опытом старший хорошо понимал свои права и обязанности, соблюдаемые вековой традицией, старался соответствовать им, прилагал усилия, чтобы преждевременно не одряхлеть, держаться на уровне, быть опрятным и подтянутым. Отношения старшего к младше­му, и наоборот, младшего к старшему регламентировались обычным правом, которое обе стороны соблюдали весьма строго.

По материалам работы Л. А. Чибирова «Осетинский аул», газета «Республика»

Наверх