Государственный драматический театр имени Коста в ожидании открытия нового театрального сезона. «Любовь до потери памяти» («Ӕрра уарзт») режиссера Эдуарда Келехсаева – премьерой этой комедии откроется 89-ый театральный сезон. Следует отметить, что премьеру этой постановки на юго-осетинской сцене ожидали еще в конце марта. Но на финише, когда до завершения работы над спектаклем оставалось всего ничего, театр закрыли на карантин. Также как и театры по всему миру. Почти полгода вынужденного простоя и, наконец, возобновление репетиций – режиссер и творческая группа намерены вынести спектакль на суд художественного совета театра уже в первых числах октября. После соответствующей оценки худсовета руководством театра будет определена и дата премьеры. Режиссер, который завоевал широкое признание зрителя и прежними своими работами, в частности, комедией «Он, она, окно, покойник», обещает удивить и в этот раз. Великолепный актерский состав (Сослан Бибилов, Натия Чохели, Батрадз Кумаритов, Жан-Жак Харебов, Инга Маргиева), музыкальное сопровождение возрожденного оркестра театра, яркие костюмы и декорации – последние штрихи перед премьерой наносятся в режиме активной ежедневной деятельности.

Пьеса российского драматурга и писателя Валентина Красногорова «Любовь до потери памяти», одна из нескольких десятков его драматургических произведений, которые ставят во всем мире. Темы, которые поднял в этом произведении автор, достаточно житейские. «Несмотря на романтичное название, зрителям порой будет казаться всё происходящее большим розыгрышем, а иногда и чьим-то сумасшествием, – говорит режиссер. – Мы стараемся создать на сцене настоящую интригу, которая должна держать зрителя на протяжении всего спектакля. И только развязка сможет объяснить, кто и с какой целью придумал эту авантюру».

По сюжету пьесы мужчина, страдающий потерей памяти, приходит на прием к врачу с просьбой о помощи. Доктор пытается выяснить причины заболевания, но безуспешно: ответы пациента настолько противоречивы, что добиться от него чего-то внятного невозможно. К счастью, удается вызвать жену больного. Она отвечает на все вопросы ясно и уверенно, но из ее утверждений следует, что и сам доктор страдает потерей памяти. Ситуация еще больше запутывается, когда неожиданно приходит другая женщина и тоже заявляет, что является супругой заболевшего. Положение становится окончательно абсурдным – сам врач почти доходит до сумасшествия. Развязка динамичной комедии по оригиналу пьесы весьма неожиданная… Кстати, режиссер немного перекроил оригинал и постарался его адаптировать для восприятия осетинского зрителя. Изменены имена главных героев, место действия, в каждый образ привнесены определенные изменения, но в целом какой будет «Любовь до потери памяти» в осетинской интерпретации, творческая группа старается держать в секрете до дня премьеры.

Уже после премьерных показов нового спектакля театр планирует порадовать зрителя частыми показами всех комедийных постановок из действующего репертуара. Это и «Сæтти æмæ Бæтти» (реж. Тамерлан Дзудцов), и «Æз ус нæ курын», «Ды мæ куы уарзай» и «Ӕфсин» (реж. Фатима Качмазова), и «Бирæгътæ» (реж. Василий Техов), и «Он она, окно, покойник» (реж. Эдуард Келехсаев), а также несколько спектаклей для детей. К очередной годовщине со дня рождения великого Коста Хетагурова будет приурочен и показ нашумевшей в прошлом театральном сезоне постановки «Коста» режиссера Романа Габриа. Но главной премьерой этой осени обещает стать еще одна новая постановка – спектакль «Последний свидетель», приуроченный к столетию геноцида осетинского народа. Это очередная масштабная работа художественного руководителя театра, режиссера Тамерлана Дзудцова, в которой по сценарию сорок пять действующих лиц, не считая массовых сцен, которых в новой постановке будет в изобилии. Забегая вперед, следует отметить, что премьерный показ спектакля изначально намеченный на 20 июня из-за пандемии был перенесен на конец ноября текущего года, на 23 число. Насколько режиссеру и его команде удастся подстроиться под отведенные временные рамки, покажет время. Однако уже сейчас понятно, что размах запланированной работы внушителен. Во-первых, в постановке задействована фактически вся труппа Госдрамтеатра, к работе будут привлечены и студенты актерского факультета, который был открыт на базе ЮОГУ в текущем учебном году. Не исключено, что в массовых сценах примут участие и старшеклассники, обучающиеся в ТЮЗе Дворца детского творчества, артисты Народного театра. Во-вторых, режиссером уже приглашены отдельные специалисты извне – несколько мастеров по звуковым и световым эффектам приедут в Цхинвал из Москвы в конце октября. Именно они будут воплощать задумки режиссера посредством различных спецэффектов, которые должны стать удачным дополнением. Художники, занимающиеся оформлением спектакля, напротив, местные. Художник-постановщик спектакля – Мадина Санакоева, художник по костюмам – Татьяна Кочиева. Еще одна из главных составляющих будущего спектакля, также свидетельствующая о его масштабности – авторская музыка известного осетинского композитора Мурата Плиева, специально написанная им к этому спектаклю. Режиссер обещает, что помимо весьма интересных и отчасти неожиданных для зрителя актерских работ, спектакль удивит зрелищностью – мы увидим на сцене и ливень, и туман, и метель, и даже горящий фон за массовкой, покидающей охваченные огнем дома. Одним словом, вся осень и, не исключено, начало зимы для коллектива театра пройдут под знаком темы геноцида.

Театральный сезон продолжится уже с началом 2021 года и порадует зрителя как минимум еще двумя новыми постановками. Уже в феврале к работе над постановкой «Дон Жуан» приступит северо-осетинский молодой режиссер Андрей Джелиев, свои новые комедии представят на суд зрителя и режиссеры театра Фатима Качмазова и Сармат Котаев. Но все это мы увидим уже весной.

Что касается прошлого театрального сезона, то он, несмотря на вынужденную ограниченность, в творческом плане получился весьма насыщенным. За короткий театральный сезон, который продлился меньше шести месяцев, творческий коллектив театра представил на суд зрителя четыре новых спектакля – две трагедии, комедию и сказку для детей. Отдельно хочется остановиться на первых двух. И постановка известного северо-осетинского режиссера Розы Бекоевой «Æфхæрдты Хæсанæ», премьера которой состоялась в Цхинвале в середине октября, и спектакль «Коста» питерского режиссера Романа Габриа, который был представлен на юго-осетинской сцене под занавес уходящего 2019 года, со всей очевидностью показали успешную работу нашей труппы с приглашенными режиссерами. А в случае с работой молодого мастера Габриа и технические возможности, которыми располагает наш театр. Обе указанные работы, продемонстрировавшие великолепный почерк мастеров, в который раз показали, насколько важным для труппы нашего театра является вопрос приглашения режиссеров извне. Впрочем, не только для труппы. И зрителю, так соскучившемуся по зрелищам, по театральной ауре и ярким эмоциям, хочется, чтобы его удивляли. Удивляли не просто обилием новых работ, а постановками, которые по-современному потрясают зрелищностью и великолепием. Поэтому в канун открытия нового сезона опять хочется надеяться, что приятных удивлений и в этот раз будет немало.

Рада Дзагоева, газета «Республика»

Наверх