Представители поколения, о которых пойдет сегодня речь, прошли с национальным театром знаковые эпохи его девяностолетней истории. Это были и благополучные 70-ые и 80-ые – период наибольшего расцвета театрального искусства на юге Осетии, и тяжелые 90-ые, когда очаг национального искусства не угас во многом благодаря самоотверженному служению сцене их поколения, и годы безвременья, начиная с 2005 года, когда коллектив театра лишился своего храма, сгоревшего дотла в результате пожара, и годы скитания и ожидания возвращения в новый театр, который каждый из них считает своим вторым домом. Эпохи сменялись, но неизменными оставалась их преданность профессии. В этот раз наш разговор о четырех представителях поколения семидесятников, которые служат национальному театру уже более сорока пяти лет.

 Вильгельм Хасиев

Народный артист юга и севера Алании. Его творческий путь начался чуть более полувека назад, в конце 60-ых, ког-да именитый режиссер ВладимирКаиров объявил о наборе талантливой молодежи в актерскую студию при Юго-осетинском Госдрамтеатре. Конкурс на зачисление был небывалый – на 15 мест претендовали почти 150 желающих. Имя Вильгельма Хасиева – талантливого самородка оказалось в числе счастливчиков, получивших одобрение комиссии, в составе которой были сам Владимир Каиров, выдающийся композитор Феликс Алборов и легендарный танцор Хазби Гаглоев. О том, что в лице молодого артиста сцена обретет преданного служителя и будущего мастера стало известно уже в первые годы обучения в студии, когда состоялся его дебют на профессиональной сцене – Вильгельм исполнил одну из ролей в спектакле «Проклятый дом» по пьесе Езетхан Уруймаговой в постановке мастера В.Каирова.

Закончив театральную студию, талантливый выпускник был зачислен в состав труппы Юго-Осетинского Госдрамтеатра. Он исполнил десятки ролей в благополучные 70-ые и 80-ые, параллельно продолжая учиться у выдающихся мастеров сцены, которые теперь уже были его коллегами. Хасиев совершенствовал мастерство и уже не представлял своей жизни без сцены. Он остался верен профессии и родному театру и в тяжелые 90-ые, и позднее, в годы культурного безвременья. Сегодня его профессиональный багаж насчитывает более шести десятков ролей. Среди которых много драматических, хотя артиста во все времена считали мастером именно комедийного жанра. Одна из его успешных трагедийных ролей – образ комиссара Качура в спектакле по пьесе Кола Саламова «Сæрмæт æмæ йæ фырттæ». Вместе с тем, в лице Хасиева театр приобрел не только мастера сцены, но и талантливого автора поэтических произведений, часть из которых переложена на музыку и звучала во многих постановках последних десятилетий. Вильгельм Хасиев также автор нескольких пьес, которые ставились на сцене Юго-Осетинского Госдрамтеатра в середине 90-ых и имели большой успех. «Расыггæнджытæ» – спектакль, в котором помимо самого автора главные роли исполнили выдающиеся мастера сцены Давид Габараев и Людмила Галаванова, и другая комедия «Дæ мады лымæн» на протяжении нескольких лет проходили при полном аншлаге. Это был период военной агрессии со стороны Грузии, когда уставшее от испытаний население блокадного Цхинвала искало отдушину в театре и именно эти спектакли были своеобразными праздниками для зрителей. Еще одна пьеса, написанная Вильгельмом Хасиевым в начале 90-ых «Чындз цæра» была поставлена на сцене Северо-осетинского театра режиссером Суреном Хугаевым.

Сам Вильгельм Герсанович драматургом себя не считает, настаивая на том, что есть только одно призвание, которому он был верен во все времена. Артист. Без всяких званий, регалий и перечисления заслуг, к которым он всегда был равнодушным. Артист, считающий главным своим достижением заслуженное признание со стороны зрителей. Он продолжает служить сцене и сегодня, перешагнув 70-летний рубеж. Как и 50 лет назад, стараясь покорять новые вершины. На сегодняшний день Вильгельм Герсанович задействован в нескольких постановках действующего репертуара театра. Это «Сæтти æмæ Бæтти» и «Юлий Цезарь» в постановке Тамерлана Дзудцова, «Бирæгътæ» в постановке Василия Техова и ряд других спектаклей. Стоит отметить и то, что Хасиевы – это уже династия в нашем театре. Вместе с Вильгельмом Герсановичем осетинской сцене теперь служат и двое его детей – сын Сослан и дочь Эмма.

Ахсар Ванеев

Народный артист юга и севера Алании. Еще один артист, прошедший с осетинским сценическим искусством и период расцвета, и тернии суровых лихолетий. Артист, для которого сцена – это вся его жизнь и смысл бытия. Он всегда был на сцене. С раннего детства. Путь Ванеева на сцену начался в шестилетнем возрасте, с постановки в сельском клубе, где он сыграл маленького пастуха. Потом были и другие небольшие роли, каждая из которых раз за разом утверждала его в мысли о том, что свое будущее он обязательно свяжет со сценическим искусством. Любопытно, что Ахсар не отстранился от своей увлеченности искусством и в годы службы в рядах Вооруженных сил СССР, организовав в войсковой части, где проходил службу, самодеятельный коллектив и приобщал к осетинской культуре и,в частности, к национальным танцам, своих сослуживцев, представителей других национальностей огромного Советского Союза… В двадцать лет Ванеев становится студентом Цхинвальского музыкального училища по классу вокала, а в двадцать два уезжает в Москву, в знаменитую «Щепку». Потом были насыщенные, богатые на события и знакомства студенческие годы, учеба у выдающихся мастеров сцены и бесценный опыт, который талантливому парню из далекой Южной Осетии щедро передавали его именитые наставники… А время спустя – еще один ВУЗ. Теперь уже режиссерский факультет Московского института культуры. И, наконец, долгожданная дорога домой. Юго-Осетинский Госдрамтеатр, переживающий в 70-ые лучшие годы своего творческого великолепия, благосклонно принял вернувшегося из Москвы молодого артиста. Режиссеры практически сразу же разглядели в молодом выпускнике комедийного актера, а после нескольких воплощенных на сцене ярких образов это амплуа прочно прикрепилось к артисту на всю жизнь. Пикпопулярности, творческого расцвета и востребованности артиста Ванеева пришелся на 80-ые – начало 90-ых годов. В самые сложные годы новейшей истории Южной Осетии Ахсар Ванеев был в числе того состава артистов, который со всей наглядностью показал пример преданности профессии, родному театру и народу в целом. Это поколение тех артистов, которые остро и болезненно пережили с родным театром тяжелые перемены на стыке двух эпох, артистов, не расставшихся с театром даже в самые суровые времена военного лихолетья и затянувшегося периода творческого безвременья.

 

Суровые и тяжелые 90-ые отмечены в актерской биографии Ахсара Ванеева множеством комедийных ролей, которые до сих пор с теплотой вспоминаются цхинвальским зрителем. Мытыл в «Расыггæнджытæ», Сымси в «Сугътаг фыдсылтæ», Илуш в «Робинзонтæ», Мысост в «Кæмдæр ирон лæппутæ зарынц», Хæмæт в «Æз президент куы уаин» – с каждой из этих комедий, в которых он исполнял главные роли, у артиста связаны определенные воспоминания, свои закулисные истории. В 90-ые Ахсар Дмитриевич много работал и как режиссер, поставив около десяти комедий на родной сцене. В его постановке зрители смогли оценить такие спектакли как «Расыггæнджытæ», «Чъребайаг сомихæгтæ» и т.д. И это, по признанию самого артиста, было самым трудным – играть в постановках, которые сам же и ставишь. Впрочем, Ахсар Дмитриевич, несмотря на яркий след, который он сумел оставить в современной истории нашего театра как режиссер, считает делом всей жизни все же именно профессию артиста. Он и сегодня, несмотря на солидный возраст, продолжает много работать. Из недавних его успешных актерских работ можно выделить роль сельского старейшины в постановке «Ныййарæджы кадæг», пастуха в трагедии Коста «Фатима» и роль Сæтти в постановке «Сæтти æмæ Бæтти» (все три в постановке Тамерлана Дзудцова). Кстати, в последней постановке «Фатима» зритель мог наблюдать сразу три поколения актерской династии Ванеевых – вместе с Ахсаром Дмитриевичем в «Фатиме» на сцену вышли его сын, артист Эдуард Ванеев (исполнитель роли Ибрагима) и маленький внук Дмитрий (исполнитель роли мальчика в массовой сцене)…

Фатима Тадтаева

Народная артистка РЮО и РСО-Алании. Еще одна яркая представительница поколения артистов-семидесятников. Известный осетинский театральный критик Агудз Бациев в свое время высоко оценил мастерство и талант начинающей свое восхождение на театральный олимп Фатимы, отметив, что «у этой актрисы большое творческое будущее». Его слова воистину оказались пророческими. Многогранный талант, разноплановое амплуа вкупе со всепоглощающей работой над каждой ролью и полной самоотдачей на сцене за годы служения искусству помогли Фатиме Тадтаевой покорить вершины театрального искусства и с легкостью позволили проникнуть в сердца благодарных зрителей и самых скрупулезных критиков. Яркие образы, созданные Фатимой на сцене, многие театралы и ценители искусства до сих пор вспоминают с ностальгией.

Она увлеклась театром еще будучи школьницей, когда в выпускном классе начала участвовать в постановках юношеской студии при Госдрамтеатре. Потом была учеба в одном из лучших театральных ВУЗов России – в училище имени Щепкина. Ей повезло еще раз – после возвращения в театр она успела поработать с лучшими осетинскими режиссерами 70-ых годов. Своим крестным отцом в профессии сама артистка считает Владимира Каирова, несравненного мастера, который значительно повлиял на ее профессиональное становление. Ну а работа с другим прославенным мастером Геором Хугаевым и роль Фатимы в его одноименной постановке по мотивам трагедии Коста Хетагурова на много лет стала визитной карточкой артистки Фатимы Тадтаевой. Спектакль длительное время шел с аншлагами, люди приходили на просмотр по несколько раз, а критики в один голос утверждали, что постановка сумела войти в тройку лучших за всю историю осетинского театра. После «Фатимы» в ее профессиональной биографии будет еще много ролей. Рухсана в драме Владимира Ванеева «Хилачы фидар», драматический образ Биби в трагедии Владимира Гаглоева «Тугæйдзаг чындзæхсæв» и многие другие образы – всего Фатимой Давидовной было создано около пятидесяти ролей на сцене Юго-осетинского Госдрамтеатра.

Она оставалась верна театру и в самые сложные для национальной культуры времена, в 90-ые годы. Тогда театр выдержал, выстоял именно благодаря таким артистам, которые своим преданным служением и во многом работе вопреки стали своеобразной опорой для главного очага национальной культуры. Роли, которые оставили наиболее яркий и заметный след в актерской биографии Фатимы Давидовны, практически все из постановок, отражающих нашу национальную самобытность, национальный характер и колорит. И это как нельзя лучше говорит о ее предпочтениях в работе, подходе к выбору ролей. Приоритеты Народной артистки остаются неизменными и с годами. Два года назад, вскоре после открытия нового здания театра Фатима Давидовна исполнила еще одну знаковую роль в своей актерской биографии. Роль Госамы в трагедии «Æфхæрдты Хæсанæ» по мотивам пьесы Дабе Мамсурова в постановке северо-осетинского режиссера Розы Бекоевой, несомненно, одна из самых ее сложных работ. Народная артистка юга и севера Алании в настоящее время задействована и в других спектаклях из действующего репертуара нашего театра.

Циснари Биченова

 Народная артистка РЮО и Заслуженная артистка РСО-Алании. Еще одна выпускница Высшего театрального училища им. Щепкина, которая также начала свой творческий путь в национальном театре в 70-ые годы. В ее случае театр стал своеобразной закономерной пристанью – ее принадлежность к искусству, кажется, была предопределена с самого детства. Семью Шевида Биченова знали не только в родном селе Цъинагар и Ленингорском районе, но и за его пределами. Глава семейства возглавлял сельский Дом культуры, великолепно играл на музыкальных инструментах, ставил музыкальные и танцевальные номера для самодеятельных коллективов. Искусством была увлечена и его супруга, также владеющая игрой на музыкальных инструментах. Семейный ансамбль состоял из пяти человек – родителей и троих детей, которые с ранних лет овладели искусством пения и танца. Циснари и ее младший брат Геннадий (Геннадий Биченов (Пицыр) – известный осетинский танцор и хореограф, — прим.ред.) выступать на сцене начали еще в дошкольном возрасте, тогда же талантливые дети из творческой семьи почувствовали вкус своих первых заслуженных аплодисментов. После окончания школы Циснари Биченова оказалась в числе пятнадцати счастливчиков, получивших путевку в Москву, в знаменитую «Щепку». Уже во время учебы, в студенческих постановках она исполнила ряд ролей, которые со всей очевидностью показали, что театр в лице молодой артистки Биченовой приобретет разнохарактерную и разноплановую артистку. Марианна в «Казаках» Льва Толстого, Коробочка в «Мертвых душах» Гоголя, Жанна д ‘Арк в одноименной постановке – первые работы на сцене стали предвестниками будущих успехов начинающей артистки. В ее актерской биографии несколько десятков ролей, в основном в постановках по произведениям национальной драматургии. Фаризат в «Мæ усы лæг» Геора Хугаева, Мери в «Дуду» Михаила Нартикоева, Фардыг в «Зæххон хуыцæуттæ» Владимира Гаглоева, Эльда в трагедии «Тугæйдзаг чындзæхсæв» Владимира Гаглоева, Залина в пьесе Вильгельма Хасиева «Дæ мады лымæн» и многие другие. Циснари Шевидовна и сегодня продолжает работать во благо развития национального сценического искусства. Народная артистка задействована в нескольких спектаклях из действующего репертуара театра.

Рада Дзагоева, газета «Республика»

Наверх