Согласно историческим летописям город Цхинвал был основан в середине III века в 251 г. на берегу р. Лиахва царем Асфагуром, который прибыл он на землю Осетии в надежде на помощь осетинских воинов в борьбе с персидскими завоевателями, увидел эти места и влюбился. Это были естественно-плодородные земли, реки богаты рыбой, большие пастбища, гостеприимные люди. И решил он основать здесь город.

Увы, но Асфагур прожил недолго, неожиданно заболел и умер. А после его смерти Цхинвал стал административным центром, сюда стали стекаться купцы, ремесленники, зажиточные крестьяне: в основном это были армяне, евреи и грузины. В 1198 г. это место посетила и царица Тамара. Недалеко от Цхинвала она распорядилась построить еще один городок, так возник Тамарашени. Но просуществовал он недолго, был разрушен после очередного набега некоего Джамал-Эдина.

Выгодное географическое расположение Цхинвала привлекало население, несмотря на частые вторжения всевозможных захватчиков. Привлекало это место не только разбойников и охотников до чужого добра, но и царей. В Цхинвале часто скрывались от персов и турок грузинские цари: Вахтанг VI, Теймураз II, Ираклий II. С северо-востока (по данным Вахушти Батонишвили) город был укреплен Згудерской крепостью. Археологические раскопки, которые усилились в послевоенное время, подтверждают, что человек здесь живет со времен энеолита (каменного века).

Первые археологические раскопки в Цхинвале были произведены в 1945 г. на холме Нацаргора в окрестностях города. Холм Нацаргора содержал толстое напластование гравия и речных камней, оставленных здесь когда-то протекавшей рекой. Она постоянно меняла свое русло и в течение веков все больше и больше перемещалась на юго-восток, где протекает сегодня река Б. Лиахва. Как она называлась в древности, нам не известно. Холм Нацаргора представлял собой памятник, использовавшийся в древности не только для поселения, но и как место отправления культовых ритуалов. В свое время памятник был разрушен строительными организациями, с востока на холме был устроен карьер для вывоза гравия. На территории оставшейся части и по сей день разбросаны обломки каменных зернотерок, куски обсидиана, кости животных и даже отдельные бронзовые предметы. Раскопками памятника были выявлены материалы, составлявшие по крайней мер три культурных слоя (энеолит, бронзовый век, раннее средневековье). Нижний слой (эпоха энеолита) содержал незначительные остатки поселения в виде черепков глиняной посуды, фрагментов костей животных, обломков обсидиана, углей золы, каменные зернотерки, каменные ступки и кремниевые вкладыши и многое другое. Эти материалы свидетельствуют о том, что в V-IV тысячелетиях до н.э. этот район входил в зону, где складывалась ранняя оседло-земледельческая культура. Ее основными компонентами были вылепленная от руки керамика, каменные и медные изделия. К концу IV тысячелетия до н.э. низменная зона Южной Осетии входила в зону влияния куро-аракской культуры, памятники которой расположены на холмах, оставленных здесь древними землевладельцами, которые создали куро-аракскую культуру.

Памятники куро-аракской культуры были выявлены в основном в окрестностях Цхинвала: Нацаргора и Кулбакеби. Одним из интересных памятников куро-аракской культуры является холм Кулбакеби, расположенный в восточной окрестности города. Собранный материал содержал характерные для куро-аракской культуры предметы: кремниевые орудия, глиняная статуэтка барана, обсидиановые отщепы и глиняные передвижные очаги. По мнению известных археологов Б.А. Куфтина и Е.Г. Пчелиной, поселение было сезонной стоянкой и было связано с развитием скотоводства. О скотоводческом характере племен Кулбакебского поселения говорит глиняная посуда. Здесь не было обнаружено больших сосудов с широкими горлышками для хранения зерна, встречаемая посуда в основном предназначалась для хранения жидкости.

В 1952 г. в окрестностях Цхинвала было собрано свыше 120 фрагментов керамики и более 250 кремниевых и обсидиановых отщепов, на некоторых из них имелась ретушь. В 1958 г. во время рытья котлована для строительства дома по ул. 8 июня был выявлен комплекс эпохи средней бронзы. Он представлен бронзовыми булавками, височной привеской и двумя костяными бусами. Длина целой булавки 18,5 см, ширина 5,7 см. Синхронные булавки имеются в материалах квасатальского, нульского и тлийского могильников.

Из случайных находок следует также отметить и небольшой комплекс, выявленный в конце ул. Аланская, к востоку от Квайсинской базы. Здесь во время строительства жилого дома оказалось грунтовое погребение с человеческим костяком в сопровождении длинного плоского клинка.

Эпохой поздней бронзы представлен «Цхинвальский клад», хранящийся в государственном музее Грузии. Точное местоположение памятника осталось неизвестным. Клад состоит из 18 предметов: бронзовые топоры, массивные кольца и 3 предмета неизвестного назначения.

Определенный интерес вызывает погребальный комплекс эпохи поздней бронзы, обнаруженный в микрорайоне «Дыргвис» во время строительства индивидуального дома. В комплекс входили 3 бронзовых предмета и 3 чернолощеных сосуда.

Эпохой античного времени датируется Цхинвальский могильник, обнаруженный в районе пересечения ул. Героев с ул. Советской во время осмотра котлована под здание ГТРК «Ир». При разведочных работах было открыто 2 погребения. Одно с парным захоронением, с костяками в скорченном положении, второе — одинарное.

Выявленные в Цхинвале и его окрестностях памятники разных эпох констатируют факт непрерывности жизни здесь с каменного века (эпохи энеолита) и свидетельствует о заселенности города в разные исторические эпохи. А еще когда то Цхинвал называли «городом 33 храмов».

Николай Баззаев, специалист по архитектурным ценностям отдела охраны памятников при Министерстве культуры РЮО

Наверх