В наши дни договор (фидыд) обычно происходит в доме невесты. К приезду гостей (фидауджытæ) хозяева режут барана, варят мясо, пекут пироги, готовят угощения. Гостей встречают с особыми почестями и усаживают за праздничный стол. Как правило, их бывает больше, чем в предыдущий визит. Старший шафер (къухылхæцæг) обязательно присутствует на договоре (фидыд).

Место старшего застолья (фынджы хистæр) занимает уважаемый сосед, возглавлявший торжество и во время визита сватов. Вторым старшим (дыккаг хистæр) садится представитель гостей, третьим (æртыккаг хистæр) — мужчина из фамилии невесты.

Перед старшими (фынджы хистæртæ) ставят блюдо с тремя пирогами (æртæ уæлибæхы), поднос с головой, шейной частью (сæр æмæ бæрзæй) и лопаткой (уæн) жертвенного барана.

Каждая из ритуальных частей жертвенного животного символична: голова (сæр) олицетворяет мудрость старших, шея (бæрзæй) — силу среднего поколения, которое берет на себя груз житейских хлопот, лопатка (уæн) — символ изобилия. Шею (бæрзæй) кладут слева от головы (сæр). Она состоит из пяти позвонков. Шестой и седьмой позвонки от нее отделяют и на стол не кладут (по поверью, это доли волка <Уархага> или чабана).

Осетины издревле обращались в молитве ко Всевышнему с тремя пирогами (æртæ уæлибæхы).

Старейшины полагают, что три пирога (æртæ уæлибæхы) олицетворяют три созданных Всевышним начала всего сущего: Солнце (Хур), Воду (Дон), Землю (Зæхх). Без этих составляющих мироздания нет жизни.

Однако, как уже отмечалось ранее, известные ученые-этнографы, историки и исследователи В. С. Уарзиати и Б. А. Калоев придерживаются иной точки зрения — по их мнению, три пирога (æртæ уæлибæхы) на осетинском столе являются воплощением трех важнейших составляющих жизни: Всевышнего (Хуыцау), Солнца (Хур) и Земли (Зæхх).

За праздничным столом с тремя ритуальными пирогами осетины обращаются ко Всевышнему и светлым силам подобно тому, как другие народы молятся в церквях и мечетях. Поэтому сквернословие, вольное поведение, курение за таким столом считается недопустимым и кощунственным.

Прежде чем произнести первый тост, старший застолья (фынджы хистæр) раздвигает пироги относительно друг друга: верхний — влево, средний — вправо, нижний не трогает (так Всевышнему будет видно, что ему молятся за праздничным столом).

Глава застолья (фынджы хистæр) берет в правую руку чашу с пивом, в левую — плечевую кость жертвенного животного — базыг (в Дигорском и Алагирском ущельях в левой руке старший держит шашлык из внутренностей — сердца, печени, легких) и возносит тост-молитву Всевышнему и святым:

«Дунесфæлдисæг Иунæг Стыр Кадджын Хуыцау, табу дæхицæн! Дæумæ кувæм, дæуæй курæм, æмæ цы хъуыддаджы фæдыл æрæембырд стæм, уый амондджын куыд рауайа, ахæм арфæ ракæн! Дыууæ кæстæры ирон æгъдаумæ гæсгæ сæ кæрæдзи бацагуырдтой, æмæ уыцы хъуыддагыл хуыздæр чи бацархайа, уыдоны цæрæнбон бирæ уаед!

Уастырджи, табу дæхицæн! Дав рахиз базыры бын сае бакæн, рæствæндагыл сæ бафтау! Ирыстоны кæстæртæй ма амондагур чи у, уый дæр хорз амонд куыд ссара, ахæм арфæ сæ уæд. Бæлццонæй-бынæттонæй, хохæй быдырмæ цыдæриддæр зæд, дауæгæн кувæндон ис, уыдоны хорзæх сæ уæд! Нее кæстæртæ цъæх арвы бын куыд рæзой, хæсты хъæр куыд никуыуал райхъуыса, ахæм амонд сæ уæд. Ацы бынæттæ куывддон куыд уой!

Хоры Уацилла æмæ Фосы Фæлвæра! Нæ уалдзæджы бакуыстæй-иу фæззæджы куывдтæ æмæ чындзæхсæвтæ куыд кæнæм, ахæм арфæ ракæнут! Нæ кувинæгтæ уын барст уæнт, Хуыцау сæ рæсугъдæй айсæд. Чи ацахода, уый цæрæнбон та бирæ уæд. Оммен, Хуыцау!»

Создатель всего сущего, Всемогущий Единый Всевышний! Обращаемся к тебе в молитве, чтобы благополучно разрешилось дело, во имя которого мы собрались.

Уастырджи, к тебе обращаемся! Помогай молодым и направляй их на правильный путь! Пусть обретут счастье молодые, еще не успевшие обзавестись семьями! Пусть покровительствуют им все святые! Пусть дети наши растут под мирным небом и не знают войн и лишений!

Святые Уацилла и Фалвара, да будет вам угодно, чтобы плоды наших весенних трудов мы употребляли осенью на свадьбах и пиршествах! Да будут угодны Богу наши приношения, а те, кто отведает их, да живут в здравии. Аминь!

Затем звучит тост-молитва Уастырджи:

«Уастырджи, табу дын уæд! Уæлæрвтæй зæхмæ Хуыцауы минæвар дæ, æмæ нæ дæ хорзæх уæд! Кæстæрты схъомыл кæн æнæниз æмæ фадатджынæй, хорз хистæртæ сæ куыд рауайа, ахæм арфæ сын ракæн! Кæстæрарæх аемае хистæрзондджынæй куыд цæрæм, ахæм арфæ нын ракæн! Уастырджи, нæ сæрыхъуынтæ дæр дæуæн нымад сты, æмæ-иу цы уазджытæ араст уой ацы хæдзарæй, уыдон-иу сæ хæдзæрттыл дзæбæхæй сæмбæлын кæн!»

Уастырджи, слава тебе! Ты посланник Всевышнего на земле, так подай нам от своих щедрот! Благоволи нашим младшим, пусть вырастут они сильными и удачливыми! Пожелай нам жизни, богатой младшими и мудрой разумом старших. Уастырджи, у тебя даже волосы, на головах наших сосчитаны, так оберегай каждого гостя, покидающего этот дом, дабы, невредимым вернулся он к родному очагу!

После этого тоста глава стола (фынджы хистæр) дает слово старшему гостю. Тот озвучивает цель визита и предлагает обсудить дело, за решением которого все собрались.

Когда согласие на брак молодых людей достигнуто, по требованию главы (фынджы хистæр) на стол ставят новые, свежеиспеченные три пирога с сыром. Если участников застолья не более десяти и на столе лежит один поднос с тремя пирогами, то первые, уже освященные пироги остаются на столе. Их нарезанными на куски раскладывают по тарелкам. Если же за столом сидит пятнадцать и более мужчин, то для них, как правило, в начале трапезы на стол кладут три подноса с тремя пирогами (æртæ фынгæвæрды). В этом случае после выноса новых пирогов в честь договора уже освященные пироги, лежащие перед старшими, убирают со стола. Их передают на другой стол к младшим, либо отправляют к хозяйкам.

Глава стола сдвигает пироги относительно друг друга: верхний — влево, средний — вправо, нижний не трогает. В знак заключенного договора (фидыд) он провозглашает тост-куывд за молодую пару:

«О Дунескæнæг Иунæг Хуыцау, табу дæхицæн! Алцыдæр дæ фæндæй цæуы, æмæ абон дыууæ кæстæры (сæ нæмттæ) нæ ирон æгъдаумæ гæсгæ, сæ хистæртыл хъуыды кæнгæйæ, сæ амонд ссардтой, æмæ Ирыстоны амондджындæр чи фæци, уыдоны æмбал сæ фæкæн! Сæ кæрæдзийы уарзгæйæ зæронды бонтæм куыд фæцæрой, рæсугъд кæстæртæ сын куыд рацæуа, ахæм амонд сæ уæд!

Сыгъзæрин Уастырджи, дæ рахиз базыры бын сæ бакæн, рæстæрдæм сæ æфтау! Фыдбылыз сæм ма ’рбауадз, сæ амонд сын тыхджынæй-тыхджындæр кæн!

Сыгъдæг Мады-Майрæм, хæдзарæй сывæллон акъахдзæф кæндзæн, æмæ йæ дæ хорзæх уæд! Царддæттæг дæ, æмæ йын рæсугъд æмæ амондджын цот цы рацæуа, Ирыстоны кад размæ чи хæсса, ахæм амонд ын ратт. Иæ фыды фарн ма ахæссæд, фæлæ цы хæдзармæ бацæуа, уырдæм фарн æмæ амонд куыд бахæсса, бинонтæн адджын куыд уа, йе ’фсин æн хъæбулы ад куыд кæна, сыхбæстæн уарзон куыд уа, хорзæрдæм æй æмбисондæн куыд хæссой, ахæм амонд æй уæд. Мæнæ ам цы æвдисæн адæм ис, уыдон-иу сæрыстырæй куыд дзурой, нæ куывдтытæ сыл æрцыдысты, зæгъгæ.

Зæдтæ æмæ дауджытæй афтæ чи загътаид, мæ ном куы ссардтаиккой, уæд æз хуыздæр арфæ ракодтаин, зæгъгæ, уыдонæн дæр табу сæхицæн, ахъазгæнæг уæнт! Нæ кувинæгтæ барст уæнт, Хуыцау сæ йæхимæ рæсугъдæй айсæд. Чи ацахода, уый цæрæнбон та бирæ уæд!»

Слава тебе, Единый Всемогущий Всевышний! Все в мире происходит по твоей воле, да будет она и на то, чтоб молодые были счастливы! Пусть живут в согласии до конца своих дней и станут счастливыми родителями!

Золотой Уастырджи, прими их под свое правое крыло и направляй на верный путь. Ограждай молодую пару от несчастий и приумножай ее счастье!

Святая Богоматерь, благослови девушку, покидающую родной очаг! Подари ей счастье материнства, сделай так, чтобы дети ее в будущем прославили Осетию. Пусть она принесет счастье в свой новый дом, станет для свекрови дочерью, пусть будет любима соседями! Пусть собравшиеся здесь гости гордятся в будущем, что благодаря их молит-вам двое молодых стали счастливыми!

Пусть помогают молодым все святые — покровители Осетии! Да будут угодны Все-вышнему наши приношения, а те, кто их отведает, да живут в здравии!

В знак состоявшегося соглашения под поднос с пирогами гости кладут небольшую сумму денег (нечетную — не менее трех тысяч рублей) — залог, который передает семья жениха (фидауæггаг).

В качестве скрепления договора совершается так называемый «обряд рукобития» (Хуыцауы къух раттын), когда старшие представители обеих фамилий пожимают друг другу руки.

Рукопожатие — обязательный и кульминационный момент во многих осетинских ритуалах, таких как договор, примирение враждующих сторон, побратимство и др.

В этот же вечер обсуждается дата проведения предстоящего брачного торжества. Как правило, свадьбу назначают на воскресенье (хуыцаубон). Этот сакральный день в осетинском религиозном календаре посвящен Всевышнему и считается благоприятным для проведения свадебного ритуала.

Во время договора (фидыд) также обсуждают число участников свадебного кортежа (чындзхæсджытæ). Старший шафер (къухылхæцæг) должен обеспечить в день свадьбы своевременное прибытие кортежа к началу застолья (сæйраг скуывд).

Не остается без внимания такой важный вопрос, как обмен подарками между будущими родственниками, также обговаривается, настаивает ли сторона невесты на жертвенном бычке.

После переговоров старший из гостей (фидауджытае) обращается к главе застолья (фынджы хистæр) с просьбой пригласить к столу отца невесты:

«Уе ’гасы цæрæнбон дæр бирæ уæд, нæ буц фысымтæ. Уæ равсугъд æгъдауæй, уæ дзыхы ныхасæй нæ тынг барæвдыдтат, нæ баеллиццаг хъуыддаг нын сарæзтат, фæлæ ма нæ фæнды, цы лæвар нын ракодтат, уыцы хæзна чи схъомыл кодта, уый нæ фынгмæ куы ’рбахониккам æмæ йын арфæ куы ракæниккам».

Живите в здравии, дорогие хозяева! Вы радушно приняли нас в соответствии с обычаями и помогли нам выполнить нашу светлую миссию, но нам хотелось бы в дополнение к вашему дару — согласию отдать нам невесту — пригласить к столу и того, кто ее вырастил — отца ее, чтобы выразить слова благодарности и пожелать ему всех благ.

До этого момента отец невесты не имел права находиться около гостей и тем более садиться за стол. Теперь ом подходит к почетным старшим застолья в сопровождении двух друзей. Им подносят почетные бокалы. По осетинскому этикету отец невесты должен быть немногословным, поэтому большей частью говорят его спутники. От его имени один из них обращается к гостям со словами:

«Нæ буц уазджытæ, уæ цæрæнбон бирæ уæд! Æрхъуыды нæ кодтат, æмæ уæ æнæ ’рхъуыдыйæ макуы мацы аирвæзæд. Минæвар æмæ фидауæгæн дзырддзæугæ æмæ æгъдауджын адæм бацагурынц, æмае уе ’рбацыд ацы хæдзарæн амонды хос фæуæд. Ирыстоны уæ ахæм æгъдæуттæн куыд агурой, уæ къах хорз у, уæдзыхы ныхасы та фарн ис, зæгъгæ, ахæм амонд уæ уæд! Уæ алкæй кæстæр дæр амондджын уаед!»

Дорогие гости, желаем вам здоровья и долгих лет жизни! Спасибо, что почтили нас своим визитом, а потом пригласили к столу, дай вам Бог всегда поступать по обычаям, ничего не упуская. В сваты всегда зовут уважаемых и влиятельных людей, так пусть ваш визит станет счастливым для этого дома. Пусть во всей Осетии почитают вас и всегда поручают вам такие светлые и почетные дела! Пусть о вас идет молва по нашей земле, дескать, рука ваша легка, а слова исполнены мудрости и благости! Дай Бог здоровья вашим младшим!

Потом слова благодарности произносит сам хозяин дома:

«Нæ буц уазджытæ, уæ цæрæнбон бирæ уæд! Нæ лæвар уын хайыр уæд! Нæ абоны фембæлд æмæ æгъдауæй фæсмойнаг макуы ут!»

Дорогие гости, пусть пошлет вам Всевышний здоровье! Пусть наш дар принесет вам счастье! Дай Бог, чтобы вам не пришлось сожалеть о сегодняшнем визите!

Обычно его просят присоединиться к столу, но, отдавая дань традиции, он чаще всего отказывается от предложения.

После застолья гости отправляются к хозяйкам (æфсинтæ) и благодарят их за труды. Женщины преподносят им бокалы (нуазæнтæ). В благодарность, возвращая бокалы, мужчины кладут туда деньги.

В знак состоявшегося договора (фидыд) семья невесты отправляет с делегацией сватов (фидауджытæ) в дом жениха подношение: три пирога (æртæ уæлибæхы), три ребра (или семь ребер с лопаткой — æвдасарм) и спиртное — фидауæггаджы хай. Возвратившись, участники договора сообщают родственникам жениха о том, что соглашение достигнуто.

На следующий день в доме жениха устраивают застолье для соседей. На стол ставят подношение, которое прислали из дома невесты (фидауæггаджы хай). Во время этого торжества соседям объявляют о состоявшемся договоре и дате предстоящей свадьбы.

Иногда стороны заключают договор (фидыд) в день свадьбы, что не противоречит обычаям, но является уже простой формальностью. В этом случае договаривающиеся (фидауджытæ), за исключением шафера (къухылхæцæг), приезжают в дом невесты за час до начала торжества и прибытия свадебного кортежа.

Руслан Туаев «Обычаи осетин»

Наверх