Основу столицы Южной Осетии, города  Цхинвал составили национальные кварталы: «Осетинская слободка», «Еврейский квартал», улицы Армянская и Грузинская. Центром была небольшая площадь, расположенная перед храмом Рождества Пресвятой Богородицы. До 40-х годов прошлого столетия именно национальные кварталы составляли основу правобережной части г. Цхинвал. На левобережной части, не менее населенной, такой национальной градации не было и жители здесь жили смешано.

«Осетинская слободка» представляла собой компактное поселение осетинского населения в Цхинвале и охватывала территорию улиц Осетинской (бывшая ул. К. Маркса), Туганова (Энгельса), Сталина, с севера ограничивалась линией ул. Путина (ул.Московская). Эта территория составляла северную и западную части города, дальше располагались только сады и огороды.

Отличие кварталов было не только в их национальном составе. Были различия и в архитектуре. Если, например, в «Еврейском квартале» преобладали здания с ажурными балкончиками, деревянными надстройками, то в «Осетинской слободке» строения были более европеизированы, преимущественно каменные, с деревянными верандами и каменными фронтонами.

В Цхинвале формировалась своя элита и ее амбиции неизбежно проявлялись и при строительстве частного жилья. Газета «Кавказ» писала в 1887 году: «Цхинвал если чем и отличается от остальных населенных пунктов, то только своим размером; городок не очень большой и населенный. В остальных отношениях вы замечаете здесь то же, что и повсеместно. Масса небольших и скромных домов, среди которых, Бог знает каким образом, попадаются двух и трех этажные дома с претензиями на европейский вкус…». Именно особый колорит, основанный на национальной пестроте городского населения и архитектурных контрастах и составлял неповторимый облик Цхинвала.

Визитной карточкой столицы региона был городской мост – т.н. «Старый мост». Это архитектурное сооружение в том виде, в котором оно предстает сегодня, было построено в 1910 году. Раньше это была деревянная конструкция, опирающаяся на каменные быки. В 1901 году в региональной прессе так описывалось это сооружение: «Сам Цхинвал не может похвастаться своим мостом. Когда-то он был очень хорош и даже имелись на нем скамейки, на которых публика за отсутствием бульваров или общественных садов имела возможность посидеть и подышать свежим воздухом. Но теперь по этому мосту положительно небезопасно проходить – того и гляди, что провалишься. 14-го октября, ввиду прибытия воинского присутствия, мост этот как будто хотели починить: сделали латки из негодных досок, которые с проездом нескольких арб все расшатались, и проезд сделался затруднительнее…».

Цхинвал и в начале прошлого века имел устойчивое пассажирское и транспортное сообщение с прилегающими центрами Тифлисской губернии. Газета «Тифлисский листок» писала в 1901 году: «Год от году Цхинвал расширяется, развивается торговля, вследствие чего между Гори и Цхинвалом усиливается и пассажирское движение. Шесть-семь лет тому назад между указанными пунктами было в движении лишь 2 омнибуса, ныне же на Гори ходят три омнибуса и 7 фаэтонов, и то бывают случаи, когда их недостает для пассажиров». Поясним для читателей, что омнибус – это экипаж вместимостью в 10-12 пассажиров, в который впряжено две-три пары лошадей. Таким образом, фаэтон был предтечей такси, а омнибус – пассажирского автобуса.

Место, откуда отправлялись эти транспортные средства, располагалось перед церковью. Здесь же находилось почтовое отделение Цхинвала и «биржа» ломовых извозчиков. Последние на лошадиных подводах, упряжках волов и буйволов, могли доставить груз в любой населенный пункт Южной Осетии и за ее пределами: от крайнего северного селения Рук до городов Тифлис, Гори или Они.

Цхинвал всегда был многонациональным городом. Преобладание того или иного этнического компонента зависело от степени вовлечения в формы хозяйствования, к которым была предрасположена жизнь в городе: торговля, образование, медицина, ремесла. Среди осетин были предприниматели, офицеры, торговцы, агрономы и медицинские работники. Своего первого пациента цхинвальский врач Васил Дзуццев принял в 1877 году в своем доме, который тогда располагался на нынешней ул. Хазби Гаглоева (бывш. ул.Тельмана). В то время это был единственный врач на весь Цхинвал.

В Цхинвале имелись ряд крупных хозяйств, снабжавших рынок и применявших наемный труд. Все виды работ в них производились путем применения наемного труда. Надзор за виноградниками и садами возлагался на постоянных садовников, таково было хозяйство жителя Цхинвала Тиграна Хаханова, который приобрел участок земли в с. Дыргвис. Вскоре у него было образцовое хозяйство, от которого он получал большой доход. В 1913 году Хаханов был удостоен премии за образцовое ведение хозяйства.

Развитие капиталистических отношений приводит к организации кооперативных, кредитных и сельскохозяйственных товариществ. Кредитные объединения возникают лишь после того, как экономическое развитие создает достаточные предпосылки для перехода от отношений натурального ростовщичества к денежно-кредитным отношениям. В 1914 году в селении Дзау открывается «Горно-Осетинское кредитное товарищество». Тогда же были организованы кредитные товарищества в Курта и Аунеу. Кредитные товарищества оказывали крестьянам помощь в покупке сельскохозяйственных орудий, продуктов сельского хозяйства и промышленности. В 1914 году крестьяне с.Дзау и близлежащих сел организовали «Джавское общество сельского хозяйства».

 Р.Кулумбегов, газета «Республика»

Наверх