7 января осетины справляют Цыппурс. По календарю алан ему соответствовал праздник огня Æртхурон, символизировавший начало нового времени года.

В прошлом Цыппурс открывал зимний цикл земледельческого календаря осетин. Ему предшествовал 40-дневный пост перед наступлением Ногбон, отсюда и название «Цыппурс» (цыппор — сорок).

На Цыппурс подростки собирали ветки с колючками, которые прикрепляли к жилищам, домашней утвари, различным хозяйственным постройкам, символически отпугивая темные силы. После захода солнца на улицах перед домами люди разжигали костры из соломы, которые издавали сильный треск. Молодежь веселилась, устраивая прыжки над огнем, символизирующим разгорание солнца и начало нового периода сельскохозяйственных работ.

В праздничную ночь готовили угощения для домочадцев и гостей. Считалось, что это обеспечит сытную жизнь в будущем. Глава застолья (фынджы хистæр) в молитве обращался к святым, прося у них милостей и покровительства для детей. После этого входили с приношениями в хозяйственные помещения. Порог хлева первым полагалось переступить мужчине с «хорошей ногой». Он заходил с охапкой сена и поочередно кормил каждое животное, а старший произносил молитву в честь покровителя домашнего скота.

При выходе из хлева на косяке двери оставляли колючки, совершали обход вокруг строения, чертя кинжалом линию-оберег в воздухе (защищая скотину от злых духов), а у дверей оставляли наполненную сеном корзину (чтобы не постигла бескормица).

На Цыппурс разжигали костры, чтобы в огне сгорело все плохое, что было в прошлом году, и люди встретили Новый год очищенными от всего неприятного. Костры зажигались ночью и должны были гореть до утра: чем продолжительнее и выше пламя костра, тем больше семья будет избавлена от невзгод предыдущего года. В огонь домашнего очага подбрасывали большое бревно, которое символизировало обеспеченность семьи дровами и огнем. Этот очаг ни в коем случае не должен потухнуть в течение будущего года.

Важное значение уделялось молитве старшего в семье, который старался озвучить все пожелания, так как считалось, что именно в это время Бог распределяет все доброе и хорошее на будущий год и если забыть упомянуть о чем-то важном, можно лишиться этого блага в новом году. После обильного застолья молодежь ходила по соседним домам с песнями и веселыми представлениями, за которые ребята получали новогодние подарки.

На утро соседи ходили друг к другу в гости с поздравлениями, но особенно большое значение придавалось тому, кто первый переступит порог дома в новом году. Это должен был быть обязательно человек с «хорошей ногой» — молодой мужчина или мальчик. Если наступивший год оказывался счастливым, все благодарили человека, переступившего порог первым, но если в новом году случалось какое-то несчастье, в его адрес сыпались всяческие проклятия.

По материалам книги Руслана Туаева «Обычаи Осетин»

Наверх