К выбору сватов всегда подходят очень ответственно. Эти обязанности возлагают на наиболее уважаемых мужчин из числа родственников, соседей, близких друзей. Старшим из них обычно назначают авторитетного соседа. Сваты должны хорошо знать народные обычаи, обладать мудростью, красноречием, сдержанностью и терпением. Не лишним бывает и хорошее чувство юмора. Обычно делегация сватов (минæвæрттæ) состоит из трех-пяти мужчин. Как правило, они приходят в субботу вечером (Хуыцауы ’хсæв).

Семья девушки о приходе сватов (минæвæрттæ) обычно бывает извещена заранее. Почетную делегацию встречают не менее достойные люди из числа родственников и соседей невесты. Родители молодых, как правило, в сватовстве участия не принимают. На первый раз для гостей накрывается скромный стол (до недавнего времени по этому поводу даже не пекли пироги). Сейчас же сватов (минæвæрттæ) встречают с тремя пирогами. На столе лежат закуски, соленья, спиртные напитки.

Гость (уазæг) всегда пользовался особым почетом у осетин, что отражается в выражении: «Уазæг – Хуыцауы уазæг» (Гость – посланец Божий). В Осетии гостей встречают традиционными тремя пирогами, которые имеют сакральное значение, выказывая тем самым свое уважение прибывшим.

Старейшины Осетии полагают, что три пирога (æртæ уæлибæхы) олицетворяют три созданных Всевышним начала всего сущего: Солнце (Хур), Воду (Дон), Землю (Зæхх). Без этих составляющих мироздания нет жизни.

Однако известные ученые-этнографы, историки и исследователи В. С. Уарзиати и Б. А. Калоев придерживаются иной точки зрения — по их мнению, три пирога (æртæ уæлибæхы) на осетинском столе являются воплощением трех важнейших составляющих жизни: Всевышнего (Хуыцау), Солнца (Хур) и Земли (Зæхх).

За праздничным столом с тремя ритуальными пирогами осетины обращаются ко Всевышнему и светлым силам подобно тому, как другие народы молятся а церквях и мечетях. Поэтому сквернословие, вольное поведение, курение за таким столом считается недопустимым и кощунственным.

После знакомства и непродолжительной беседы, в ходе которой сваты (минæвæрттзе) сообщают о цели своего визита, их приглашают к столу, где они сполна пользуются возможностью познакомиться поближе с семьей невесты. Надо отметить, что переговоры ведут исключительно мужчины, женщины в сватовстве не участвуют.

Гости и хозяева рассаживаются по старшинству. Старший застолья (фынджы хистæр) садится с западной стороны или с дальнего края от входа, если стол накрыт и помещении. Второе по значимости почетное место по правую руку от главы застолья предназначено для второго старшего (дыккаг хистæр) – старшего из числа гостей (уазджыты хистæр). Мужчина, представитель фамилии или родственников хозяев, садится по левую руку от главы и выступает в качестве третьего старшего (д’ртыккаг хистæр). Прислуживает сидящим за столом чаще всего зять хозяев, а если такового нет, то достойный молодой человек из числа соседей (уырдыглæууæг).

Прежде чем произнести первый тост, старший застолья (фынджы хистæр) раздвигает пироги относительно друг друга: верхний — влево, средний – вправо, нижний не трогæт (так Всевышнему

будет видно, что ему молятся за праздничным столом). Ухаживающий (уырдыглæууæг) наполняет бокалы, и старший застолья (фынджы хистæр) возносит тост-молитву Всевышнему:

«Дунесфæлдисæг Стыр Иунæг Кадджын Хуыцау, табу дæхицæн! Ахсæв де хсæв у, æмæ де сконд адæмæн хорз арфæтæ ракæн! Хуыцау, бирæ адæм дæм кувынц, хорздзинæдтæ дæ курынц, æмæ хуыздæрæн кæй кувинæгтæ айстай, уый æмбал мах дæр фæкæн! Аппæт дæр дæуæй аразгæ у, æмæ нæ алы хъуыддаг дæр де уазæг куыд уа, уыцы арфæ нын ракæн! Нæ кувинæгтæ дын барст уæнт!»

Сотворивший мир Великий Единый Всевышний, слава тебе! Сегодня твой вечер, так ниспошли сотворенному тобой народу свою благодать. Много людей тебе молится, добра просит, так пусть тебе будет угодно, чтобы мы были подобны тем, чьим молитвам ты внял! Всевышний, все в твоей власти, так благоволи нам во всех наших делах! Да будут тебе угодны наши приношения!

Второй тост-молитву старший застолья (фынджы хистæр) посвящает покровителю мужчин Уастырджи: «Зæлдагбоцъо Уастырджи, табу дæхицæн! Адæймаг йæ кæстæрты тыххæй цæры, æмæ нæ кæстæртæ де уазæг! Кæддæриддæр сæ рæсугъд фæндтæ сæ къухы амондимæ куыд æфтой, сæ фæндæгтæ рæсугъд æмæ æнæфыдбылыз куыд уой, уыцы амонд сын балæвар кæн! Уастырджи, Ирыстоны дзыллæтæ дæм кувынц, æмæ се ’ппæтæн дæр ахъазгæнæг у!»

Шелкобородый Уастырджи, слава тебе! Каждый заботится о своих младших, так возьми их под свое покровительство. Благоволи им, чтобы сбывались все их прекрасные порывы, и подари им такое счастье, чтобы дороги их были светлыми и удачными! Уастырджи, народ Осетии молится тебе, так одари его милостями своими!

Третий тост-куывд старший застолья (фынджы хистæр) произносит за покровителя дома (Бынатыхицау):

Бынатыхицау, дæ бынаты цы бинонтæ цæрынц, уыдон рæсугъд æмæ амондджын куыд уой, царды хорздзинæдтæй æфсæст куыд уой, сæ хорздзинæдтæ сын сæ хиуæттæ, къабæзтæ, сыхбæстæ, хъæубæстæ куыд уыной, уыцы арфæ сын ракæн! Хорз цард, хорз амонд сæ куыд уа, кæрæдзийы бирæ куыд уарзой, дæ ном дын дзæбæхæй куыд арой, уыцы ахъаз бакæн!

Бынатыхицау, пожелай пребывающей под твоим покровительством семье счастья и благоденствия! Пусть их родные, соседи, односельчане будут свидетелями их благополучной жизни! Окажи им такую милость, чтобы жили они в любви и согласии и всегда могли молиться тебе!

После трех тостов старший из гостей просит слова. Он официально озвучивает цель визита и произносит тост за благополучие радушных хозяев дома. Глава застолья (фынджы хистæр) сообщает сватам, что необходимо посоветоваться с родителями и родственниками девушки, после чего отправляет к ним ухаживающего (уырдыглæууæг). Поговорив с ними, старший тактично дает понять, что дать согласие с первого раза семья невесты не может. Приличия требуют дать положительный ответ не ранее их второго посещения, обычно это бывает через неделю.

В настоящее время сваты (минæвæрттæ) обычно наносят два визита, хотя в старые времена бывало, что им приходилось посещать дом невесты по пять и более раз. Итак, в настоящее время договор (фидыд) обычно заключают во время второго визита сватов.

Наверх